АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. КНЯЖЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ
После нашествия хана Батыя Суздальская Русь была опустошена. Почти ни один город не избежал разграбления. Жители бежали в леса и болота, где многие и погибли. Святому Александру пришлось заново совершать дело своих предков – воздвигать церкви и города и возвращать в них жителей.
Владимирский период являет в святом Александре новые черты князя – строителя и управителя земли. В Суздальской Руси, он вполне является тем Князем, делание которого в сознании и князей, и народа неотделимо от самого понятия княжеского служения.
Это общее для всей Древней Руси понимание княжеского служения начало складываться под влиянием Церкви ещё в Киевской Руси. Сложилось оно окончательно в Суздале, откуда и перешло в Москву. Оно проявилось почти во всех древнерусских памятниках, в летописях и поучениях. Наиболее полно оно отразилось в послании Преподобного Кирилла Белоезерского – Московскому великому князю Василию Димитриевичу. Это послание, отражая общий взгляд и князей, и народа, и Церкви на подвиг княжеской власти.
Как бы изнутри освещая княжение святого Александра Невского, оно открывает его собственный взгляд, как и взгляд его современников, на всю его внешнюю государственную деятельность. Поэтому, хотя и написанное значительно позже, оно является ценным памятником, выявляющим миросозерцание святого Александра.
– Ты же сам, Бога ради – писал Преподобный Кирилл из своей далекой озерной пустыни – внемли себе и всему княжению твоему, в нем же тя постави Дух Святый, пасти люди Господня. Яже стяжа честною си кровию. Якоже бо великия власти сподобился еси от Бога.
Толиким большим и воздаяниям должен еси. Воздай же убо Благодетелю долг, святыя его храня заповеди. Всякаго уклоняясь пути, ведущего в пагубу. Якоже бо кораблех есть, егда убо наемник, еже есть гребец соблазниться мал вред творит плавающим с ним. Егда же кормчий, тогда всему кораблю створяет пагубу. Тако же и о князех. Аще кто от бояр согрешит, не творит всем людям, но токмо себе единому. Аще же ли сам Князь, всем людем, иже под ним сотворяет вред. Ты же со многою твердостию храни себе в добрых делах. Возненавиди всякую власть, влекущую тя на грех: не приложен имей благочестия помысл и не возвышайся временною славою к суетному шатанию.
Занеже ни царство, ни княжение, ни иная какая власть не может нас избавити от нелицемерного суда Божия. А еже возлюбите ближнего яко себе и утешити души скорбящая и озлобленныя, много поможет на Страшном и праведном суде Христове.
В другом послании – к князю Андрею Димитриевичу Можайскому Преподобный Кирилл Белоезерский поучает князя не только о том, чем он должен жить и руководствоваться, но даёт наставление в делах управления княжеством.
– И ты смотри того властелин Отчине поставлен, люди свои унимай от лихого обычая. Судии бо судили праведно, как пред Богом право, поклепов бы не было, подметов бы не было. Судий бо посулов не имали, довольны бы были уроки своими. Судя праведно без мзды спасены будут и Царство Небесное наследуют. И ты, господине, внимай себе, чтобы корчмы в твоей вотчине не было. Занеже то велика пагуба душам. Тако же и мытарей – ростовщиков бы у тебя не было. Понеже деньги неправедные, а где перевоз, туто пригоже дати труда ради.
Так же и разбоя бы и татьбы – воровства и взяток не было и аще не уймутся, ты их вели наказывать своим наказанием, чему будут достойны. Также унимай от скверных слов, и аще не потщишся всего того унравити, все то на тебе взыщется понеже властитель есть своим людем от Бога поставлен. А крестьянам не ленись управы давать сам: то выше тебе от Бога вменится молитвы и поста. Ко Церкви ходить не ленись. А в Церкви Божией стойте со страхом и трепетом, помышляя себе аки на небеси стояще. Занеже церковь наречется земное небо. В нем же совершаются Христовы Таинства.
Из книги: «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский». Автор книги, изданной YMCA-Press в 1926 году Николай Андреевич Клепинин был репрессирован и расстрелян в 1941 году. В 1956 году реабилитирован. Продолжение следует.
АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. УРОКИ ТВЕРДОСТИ И ПОСТОЯНСТВА В ВЕРЕ
СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И КАТОЛИЦИЗМ
ИДЕАЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
ИДЕАЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ИДЕАЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ИДЕАЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПРЕПОДОБНЫЙ КИРИЛЛ БЕЛОЕЗЕРСКИЙ И АРХИМАНДРИТ КИРИЛЛ (ПАВЛОВ)
ПРИТЧА О СЛЕПОМ И ХРОМОМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
ФЕОДОСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ И ЕГО ЗАВЕЩАНИЕ О ВЕРЕ ХРИСТИАНСКОЙ И ЛАТИНСКОЙ