СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ И КАТОЛИЦИЗМ
Папский Рим в середине XIII века обещанием Крестового похода на татар думал купить согласие русских Князей на унию и признание власти папы.
В 1246 году папа Иннокентий IV отправил два посольства: на юг и на север Руси – к Князю Даниилу в Галич и Святому Александру в Новгород. Ко времени прибытия посольства Святой Александр уже уехал в Орду. Папские послы застали его уже во Владимире в 1251 году. В своём Послании к святому Александру Невскому папа Иннокентий IV после догматических доказательств преимущества католичества перед Православием подтверждал это ложным указанием.
Будто бы Великий князь Ярослав Всеволодович, отец святого Александра – под влиянием проповеди Плано Карпини, в бытность свою в Орде, перешёл в католичество и умер католиком. Это утверждение представляется неверным. Ярослав умер в степях, далеко от Руси. Плано Карпини был одним из последних людей, видевших его. После возведения хана Гаюка на престол Ярослав Всеволодович был отпущен домой. Но ему не суждено было увидеть Руси. Он скончался в степях 30 сентября 1246 года. И Плано Карпини, и летопись утверждают, что он уехал уже больным из Орды, так как был отравлен по приказу правившей вдовы хана Огодая – Туракини.
Эта одинокая смерть в чуждых степях, далеко от Руси, глубоко поразила современников. Она наложила на Князя Ярослава печать мученичества.
– О таковых бо Писание глаголет – говорит летописец, описывая «нужную» смерть Ярослава – ничто же боле ино таково пред Богом, но еже аще кто положит душу свою за други своя. Сей же Великий князь положи душу своя за други своя и за землю Русскую. И причте его Господь ко избранному своему стаду. Милостив бо бяше ко всякому, и требующим же невозбранно даяше, еже требоваху.
Хотя в своём послании папа Иннокентий ссылается именно на Плано Карпини, сам в своих очень подробных записках, описывая встречу с Князем Ярославом, ничего не упоминает об его переходе в католичество. Да и сам облик Ярослава противоречит этому известию.
По-видимому, это было лишь средством заставить святого Александра более внимательно отнестись к посольству. Приняв от посланных грамоту папы, святой Александр сел думать с Митрополитом Кириллом, духовенством и боярами. После совещания был написан ответ. Этот ответ гласил:
– От Адама до потопа, от потопа до разделения язык, от разделения язык до начала Авраама, от начала Авраама до проитиа Израилева сквозь море, от исхода сынов Израилевых до умертвиа Давида царя, от начала царства Соломона до Августа Римского Кесаря и до Рождества Христова.
До страсти и Воскресения, от Воскресения же Его и на небеса восшествия, до Константина Царя, и до Первого Собора и до самого Собора добре сведаем. А от вас учения не принимаем. Рукописное житие приводит ответ более пространный, который содержит обличение лютеранства.
Так попытка папы подчинить себе Северную Русь оказалась неудачной. Как и возбуждённые им походы шведов и рыцарей меченосцев. Отказ вступить в переговоры с Римом был продолжением дела защиты Руси от католичества, начавшегося на Неве и Чудском озере и продолжавшегося во всех последующих походах святого Александра Невского на Запад для обороны новгородских рубежей.
Из книги Н.А. Клепинина «Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский».
КАТОЛИЦИЗМ И ЕГО ОРДЕНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
КАТОЛИЦИЗМ И ЕГО ОРДЕНЫ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ТАЙНА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГЛОБАЛИСТОВ
ТАЙНА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГЛОБАЛИСТОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ТАЙНА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГЛОБАЛИСТОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ТАЙНА СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГЛОБАЛИСТОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ