ИДЕАЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
– Не в силе Бог, а в правде. Многим известно это замечательное изречение, ставшее давно как бы поговоркой, но мало кто знает, кому оно принадлежит. Принадлежит оно святому благоверному Великому князю Александру Невскому, память перенесения мощей которого из города Владимира в царствующий град святого Петра Российская Церковь празднует 12 сентября.
Святой благоверный Великий князь Александр Невский – подлинное воплощение русской православно-христианской государственности, – говорит архиепископ Аверкий (Таушев).
Это – светлый образ возвышенной, благородной, детски-чистой души народного вождя-правителя, мужественно-обнажающего свой меч в защиту поругаемой веры.
Это – бесстрашный исповедник истинной веры Христовой, самоотверженный и доблестный защитник Православной Церкви от грубого насилия иноплеменников иноверцев.
– Не в силе Бог, а в правде – так твердо веровал святой Князь а потому защищая только правду, всегда побеждал, даже тогда, когда по человеческим соображениям, нельзя было надеяться на победу.
Призванный управлять народом по воле Божией, он во всей своей государственной деятельности руководился только правдой Божией, а потому Бог был с ним.
Он не обнажал меча, не проливал крови зря, подобно многим диким своим современникам – иноверным правителям.
Поэтому Бог был с ним и тогда, когда он одержал славную победу при реке Нева над шведами, желавшими поработить русский народ римскому папскому престолу в 1240 году.
И тогда, когда он отбил нашествие немецких ливонских рыцарей на льду Чудского озера в 1242 году. И тогда, когда уничтожил грабительские рати диких литовцев в 1245 году.
Радостно встречали своего князя-победителя преданные ему русские люди. Как доблестного защитника веры своей от покушений папских полчищ, стремившихся огнем и мечом подчинить русский народ папам.
Слышались восторженные восклицания:
– Господь, пособивший кроткому Давиду победить Голиафа, помог и благоверному князю нашему постоять за веру Православную, за Дом Пресвятой Богородицы, как благоговейно именовала себя Святая Русь.
Много страдала в то время русская земля от тяжкого монгольского ига, но не решались русские люди, ни сам благоверный князь Александр бороться со столь сильным врагом, так ужасно опустошившим во время Батыева нашествия русские города и селения.
И вот, римские папы, видя безуспешность своих попыток силой оружия подчинить себе русский народ, задумали лестью взять его.
Один из них Иннокентий IV прислал св. князю Александру в 1251 году двух ученых кардиналов-проповедников и с ними свое послание.
Начав послание ложью, будто отец Александра князь Ярослав обещал повиновение Римской церкви, папа, убеждая святого князя вступить под сень римского престола, писал: Просьба наша обещает тебе выгоды.
Мы заступаем вместо Бога на земле. В повиновении нам нет никакого унижения для чести государя. Напротив этим путем возрастает временная и вечная свобода.
Мы будем считать тебя самым знаменитым между всеми католическими князьями. И всегда будем с особой заботливостью стараться об увеличении твоей славы.
В заключение папа обещал святому князю за подчинение себе помощь против татар, тишину и спокойствие для всей земли Русской.
Но не соблазнился этим льстивым предложением ревнитель истинной веры – веры Православной святой благоверный князь Александр.
– Мы знаем истинное учение Церкви, отвечал он папе: а вашего не приемлем. Папе было послано Православное изложение веры.
Продолжение следует