ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. СКОРБНОЕ ПРЕДЧУВСТВИЕ
Было время, когда весь русский народ в день праздника Входа Господня в Иерусалим, устремлялся в храмы с радостью встречи Иисуса Христа с вербами и зелеными веточками. Ныне все не так. Поездки и даже выход из дома ограничены штрафами за нарушение предписаний городских властей.
Мы на пороге великих перемен всего общества. Постараемся, хотя бы вспомнить, как это было раньше. Святитель Филарет (Вознесенский) напоминал об этом празднике.
Мы с вами вспоминаем молитвенно и торжественно Царский вход Царя Славы, Господа Иисуса Христа в Его Стольный град царский, Его столицу, во святой град Иерусалим. Шумно волновался народ иудейский, когда Христос входил туда, перед наступлением пасхи. К этому празднику в Иерусалим стекались миллионы людей, и он был уже заполнен народом, когда происходила торжественно-царственная встреча долгожданного Мессии – Спасителя мира.
Святой евангелист Иоанн Богослов в отмечает, что перед входом Господним в Иерусалим, еще по пути среди народа молниеносно распространился слух о Чуде воскрешения Лазаря, сотворенном Иисусом Христом. Весть об этом поразительном Чуде подняла дух у всех, кто почитал и любил Спасителя. После этого, как говорит святой евангелист Лука, все в радости стали славить Бога за все дивные Знамения, которые они видели за это время. Нужно иметь в виду, что все апостолы ждали того, что их Учитель придет в Иерусалим, чтобы там прославиться, как прославляется земной царь.
Им казалось, что этот момент уже наступил, что Христос входит в Иерусалим с Царскою славою именно для того, чтобы принять Престол и воцариться. И они ликующе возглашали: Осанна, благословен грядый во Имя Господне (Мк.11. 9). Восторг народа был настолько велик, что люди постилали свои одежды на пути, по которому ехал Спаситель, срезали ветви финиковых пальм и других деревьев, устилая ими Его путь, шли, имея их в руках, как знамение торжества и празднования (Мк.11. 8).
Велик был восторг и апостолов и народа. Но Сам Святейший Виновник торжества не принимал участия в этом ликовании. Напротив того – как говорит святой евангелист Лука – когда они приблизились к Иерусалиму, и открылся вид на красоту этого святого города, Христос Спаситель, вопреки ликованию всех Его окружавших, как бы не видя и не слыша этого ликования, заплакал, глядя на город, и сказал: О, если бы ты хоть в этот день понял, что служит к спасению твоему!
Но это сокрыто ныне от глаз твоих. И придет день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и камня на камне тебе не оставят за то, что не уразумел ты времени посещения своего (Лк.19. 42-44).
Господь знал, как непостоянен народ, и как переменчива толпа. Своим всеведением Он провидел, что не пройдет и недели, как возгласы: Осанна Сыну Давидову! (Мф.21. 9) сменятся воплями: Возьми, возьми, распни Его! (Ин.19. 6). И что эти ужасные слова будет кричать тот самый народ, который только что восторженно встречал Его.
Это наполнило глубокой скорбью Его Святейшую Душу. Одно было утешительно и радостно для Спасителя при Его входе в храм: это – чистые детские голоса, от чистой души и чистого сердца восклицавшие Ему: Осанна Сыну Давидову (Мф.21.15).
Вот этому радовался Господь, ибо это был чистый детский восторг. И дети, как дети, от всего сердца радовались и торжествовали, не понимая, как должно, всего происходящего, но непосредственно выражая Ему свои восторг и любовь.
Вот это мы с вами ныне вспоминаем и празднуем. Но помним также, что, по словам молитвы церковной, этот день не только праздничный, но и предпраздничный. Ибо, если завтрашнее воскресение именуется Вербное Воскресение или Вход Господень в Иерусалим, то в следующий воскресный день будет Праздников Праздник – Святая Пасха Христова.
До которой всякая верующая душа надеется по милости Божией дожить и встретить Ее еще более торжественно и радостно. А между этими двумя великими Праздниками, между этими двумя воскресными днями – Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий.
Так постарайтесь же, возлюбленные, почерпнуть как можно больше из этого богатства Страстной Седмицы. Это особое, благодатное и священное время в церковно-богослужебном году. И прекрасно делает тот, кто пользуется каждой возможностью в дни Страстной Седмицы, особенно в ее три последние дня – в четверг, пятницу и субботу, как можно чаще побывать в храме. Тот, кто по каким-либо причинам не бывал раньше в храме в эти святые дни и приходит впервые – поражается красотой молитв и священнодействий, и сплошь и рядом горько упрекает себя за то, что раньше пренебрегал этим, и сам себя лишал этого духовного богатства и укрепления.
Это богатство Церковь предлагает нам теперь. Постараемся же воспользоваться им и, освятившись и укрепившись святыми службами Страстной Седмицы, встретим, как должно, и Пасху Святую! Аминь.
Скорбное предчувствие говорит, что не всем доведется побывать в этот раз на Празднике в храме. Потому, что готовится в Иерусалиме строительство нового храма для противника Христа – антихриста.
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ. ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
ХВАЛА ДЕТЕЙ И НЕНАВИСТЬ ПЕРВОСВЯЩЕННИКОВ
ПАТРИАРХ НИКИФОР ИСПОВЕДНИК. СКОРБИ ПАСТЫРЕЙ
ХРИСТИАНСКАЯ ЛЮБОВЬ И МИЛОСЕРДИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ОБ АНТИХРИСТЕ
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ МИРА. ВЛАСТЬ АНТИХРИСТА