НЕЛЮБОВЬ
В последние времена по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь, – говорит Спаситель ученикам в Евангелии от Матфея.
Когда бездействуют законы Божии и государственные, какой тут ждать любви. Если корысть и жажда наслаждений овладевают сердцами людей – тогда в них господствует нелюбовь. Презрение и ненависть друг к другу – в семье, обществе, на планете.
Самым тяжким несчастьем, указывает Евфимий Зигабен, будет то, что они не будут иметь утешения в любви. Любовью здесь называют – сострадание.
Любовь, говорит Феофан Затворник, уничтожается беззакониями. Чем больше грехов, тем меньше любви. Где все грехи, там не ищи любви.
Стало быть, кто взыщет распространения любви и сокращения нелюбви, тот должен позаботиться об умалении грехов и сокращении области грехолюбия.
Вот – настоящее начало истинной гуманности! Приняв его, надо принять и все способы, какими можно противодействовать греху.
Грехи внешние – плод внутренней греховности. Внутренняя же греховность вся коренится на эгоизме с его проявлениями.
Следовательно, современным гуманистам надо в закон себе взять такие порядки, какими подавляется эгоизм. А эгоизм сильнее всего подавляется не позволением себе воли. Не давай себе воли и скоро одолеешь эгоизм. Напротив, какие хочешь употреблять средства против эгоизма, ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу воле.
Отсюда следует, где ищут волюшки во всем, там ищут расширения эгоизма и иссякновения любви, ищут большего зла. А между тем, таков дух нынешнего времени – и зло растет.
Истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя. В то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога. Который и Сына Единородного не пощадил, но предал Его за нас.
Вера во Христа доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет. А любовь ищет живого союза.
Чтобы достичь этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех. Без этого страшно приступать к Богу.
Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия.
Убеждение такое возникает от веры. Следовательно, вера открывает путь любви к Богу.
Вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает нам и образец любви к ближним. Ибо то и любовь, когда любящий человек полагает душу свою за любимых.
Вера же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком. Вместо эгоистичного – самоотверженным. Только во Христе человек становится новым творением.
Во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением чрез Святые Таинства, с верой принимаемые, соединяется со Христом.
Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок, напрасно ожидают этого. Все вместе. Человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.
Кто-то скажет, но ведь теперь почти все живут в нелюбви. Об этом и современные фильмы Звягинцева и Балабанова, в которых зрители узнают окружающую жизнь.
На это Святитель Феофан замечает:
– Делайте свое! А как другие на вас смотрят, не считайте того важным. Ибо верен суд только Божий. Люди же и себя плохо знают, тем более других.