УРОКИ РУССКОЙ ИСТОРИИ
26 августа (8 сентября) 1907 года в день празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской в Братском Назарьевском Доме города Петрозаводска выступил с речью на молебне по поводу открытия отдела «Союза русского народа».
– Собрались мы сюда, братия, помолиться о здоровой, успешной и плодотворной деятельности открывшегося в Петрозаводске Отдела «Союза русского народа».
Значит, не на пламенном только юге, но и на холодном севере нашлись сердца, которые не могли с холодным равнодушием терпеть падение, повсюдное унижение и осмеяние русского имени, заветов, историей русскому народу оставленных. И вот они объединяются в союз, или братство, для более прочного хранения означенных заветов.
Это не значит, конечно, что чрез то самое они становятся во враждебные отношения ко всем прочим партиям или народностям земли Русской. Ведь не по причине только вражды и борьбы образуются союзы и братства, но и ради достижения задач положительных.
Даже в Церкви есть общества и братства (как, например, ревнителей духовного просвещения, трезвости и т. д.), хотя, конечно, это не значит, что входящие в состав союзов или братств объявляют вражду прочим верующим. Почему же враги «Союза русского народа» хотят непременно так представить дело, что причиной возникновения Союза является исключительно слепая вражда и ни на чем не основанная ненависть? Почему не может Союз возникнуть для возвращения к родным заветам русской истории, для более прочного хранения их русскими людьми, искренно эти заветы любящими?
Ведь не «партией» даже называет себя «Союз русского народа», а самим русским народом, вспомнившим и желающим неизменно хранить заветы отцов. Не должен ли был бы подобный Союз сделаться общерусской партией и объединить в себе все партии, на знамени своем выставляющие, прежде всего, благо того же русского народа?
Если же люди иных партий не одинаково с Союзом понимают заветы истории русской, то пусть предоставят членам Союза хотя бы свободу убеждения, которой доселе они в столь многих местах еще лишены.
Не клеймите позором Союз, прежде чем он явился! Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин.7. 51) – сказал некогда один из достойных представителей еврейского народа, столь враждебного везде Союзу.
Не будем и мы прежде времени хвалить Союз и предоставим ему своею деятельностью заслужить сочувствие народа русского, подобно тому как всеми поносимое сначала учение Христово потом покорило весь мир.
Будем теперь говорить только о достоинстве самых задач Союза. Итак, спросим противников Союза, заслуживает ли горячего сочувствия самый девиз, который носит Союз: «За Веру, Царя и Отечество»? Что может иметь кто-либо из искренних радетелей о благе народа против самого этого девиза? Или пусть скажут, можно ли одобрить тот высокий подъем религиозных и патриотических чувств, который спасал землю Русскую от ига татарского или бедствий Смутного времени?
Не заслуживает ли порицания и сама Церковь, освятившая этот высокий подъем духа своими празднествами, например нынешним в честь Владимирской иконы Божией Матери, по усердным молитвам к Которой народа русского избавилась Россия от бедствий нашествия Тамерлана? Если нет, то не следует ли уже назвать «истинно» любящими Отечество тех людей, которые во время поражений русских войск со стороны японцев радовались этим поражениям и всячески содействовали, а теперь, руководствуясь принципом «чем хуже, тем лучше», не перестают разорять землю Русскую забастовками, грабежами, убийствами должностных?
Конечно, не для того возникают «Союзы русского народа», чтобы с тупым, ни на чем основанным самомнением отстаивать и хвалить все существующее в Русской земле, будет ли оно хорошим или худым. Нужно хвалить заветы, оставленные народу русскому его историей, и действительные доблести сынов земли Русской, а не все хорошее и худое вместе. Может быть, русский народ окажется в некоторых отношениях и хуже других, особенно теперь, когда он так унизился и забыл заветы свои. Хвалить ли за все это? Не каяться ли время, как каялся, а не хвалил себя народ русский во время тяжелых бедствий, им пережитых в течение многовековой истории.
Но ведь заведомая клевета и то, что «Союз русского народа» хвалит все существующие теперь порядки жизни религиозной, государственной и общественной, клевета, необходимая, быть может, некоторым партиям, которые, производя насильственное давление на другие, хотят усилить себя или прямо на крови их хотят упрочить свое благосостояние. Злоупотребления не менее известны и «союзникам», и о бедствиях народа русского жалеют они, вероятно, гораздо искреннее, чем прочие благодетели народа.
Итак, называющие себя честными борцами за свободу и благо народное пусть в отношении к «Союзу русского народа» проявят хотя бы ту степень честности, чтобы не клеветать на него, прежде чем он явился, и не говорить в глаза явной заведомой лжи!
И, быть может, исцелится благодаря этому движению земля Русская от бесчисленных бед, постигших ее, как уже исцелялась неоднократно во времена ига татарского, или в Смутное время, или во времена каких-либо иных бедствий, постигавших ее в продолжение долгих веков многострадальной ее истории.
СРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ