Официальный сайт

ОБОГАЩАЮЩИМСЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Давно бы ты позаботился расстаться с деньгами, говорит богатому Василий Великий, если бы любил своего ближнего. А теперь имение теснее с тобою связано, нежели телесные члены. Разлучение с богатством для тебя столь же прискорбно, как и отсечение самых необходимых членов. Если бы одевал ты нагого, если бы отдавал хлеб свой алчущему, если бы дверь твоя отверста была всякому страннику, если б ты был отцом сирот, если бы отдавал ты всякому немощному, то о каком имении стал бы ты скорбеть теперь? Отчего бы огорчаться тебе, отдавая остальное, если бы издавна заботился ты разделять это нуждающимся?

Никто не скорбит, когда отдает свою собственность на торговле и взамен приобретает, что для него нужно. Напротив, чем за меньшую цену покупает дорогие вещи, тем более радуется, что удался ему такой славный обмен. А ты скорбишь, раздавая золото, серебро и стяжания, то есть, уступая камни и прах, чтобы приобрести на них блаженную жизнь.

Но на что же употребишь богатство? Облечешь ли себя в многоценную одежду? Для тебя достаточно будет одежды в два локтя. Прикрытие себя одной одеждой удовлетворит всем нуждам в одеянии.

Но ты станешь употреблять богатство на роскошный стол? Одного хлеба довольно, чтобы наполнить чрево. Отчего же скорбишь? Чего лишаешься? Славы ли, доставляемой богатством? Но если станешь искать славы не на земле, то обретешь ту истинную и светлую славу, которая вводит тебя в Небесное Царство.

– Но самое обладание богатством вожделенно, хотя бы от него и никакой не было пользы. Всякому известно, что попечение о бесполезном неразумно.

Может быть, покажется тебе странным, что намерен я сказать, однако это всего справедливее.

Богатство, если расточать его так, как повелевает это Господь, остается во владении. А если удерживать его у себя, отходит от владетеля. Если станешь беречь его, оно не будет твоим. Если станешь расточать, не потеряешь. Ибо Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки (Пс. 111.9).

Но не ради одежды и не ради пищи многим вожделенно богатство. Напротив того, диавол придумал какой-то хитрый способ доставлять богатым тысячи случаев к издержкам. Поэтому они домогаются излишнего и бесполезного, как чего-то необходимого – и всего им мало на придумываемые ими траты.

Разделяют богатство на нужду настоящую и на нужду будущую: часть отлагают себе и часть детям. Потом и это делят на покрытие разных трат. Послушай, какие у них распоряжения: эта часть, говорят, пойдет в употребление, а эта отложится в запас. И часть, назначенная на покрытие нужд, пусть превысит пределы необходимости. Вот это послужит на домашние расходы, а это отделится на то, чтобы показать себя людям.

Этого станет на пышность в дороге, а это сделает, чтобы, и сидя дома, жить светло и знатно. А мне остается только дивиться такой выдумке излишеств. У них тысячи колесниц; на одних возят всякую рухлядь, на других, покрытых золотом и серебром, ездят сами. У них множество коней, и они, как люди, ведут родословные по родовитости отцов: одни возят их во время прогулки по городу, другие участвуют с ними на охоте. Иные объезжены для дороги. Узды, подпруги, хомуты – все серебряные, все осыпаны золотом. Попоны из багряницы украшают коней, как женихов.

Возничие их сменяют друг друга, одни впереди, другие сзади. У них несчетное множество других домашних слуг, чтобы стало для пышности всякого рода: управители, ключницы, землепашцы, обученные всякому ремеслу, и необходимому, и изобретенному для наслаждения и роскоши. Повара, хлебники, виночерпии, охотники, ваятели, живописцы, учредители удовольствий всякого рода. У них стада верблюдов, то перевозящих тяжести, то пасущихся. Табуны лошадей, гурты быков, овец и свиней; при них свои пастухи.

У них своя земля, достаточная для прокормления всего этого скота и еще приумножающая богатство получаемыми с нее доходами. У них бани в городе, бани на дачах. Дома сияют мрамором всякого рода – один из фригийского камня, другой из лакедемонской или фессалийской плиты. И одни дома согревают зимой, другие прохлаждают летом. Полы испещрены разноцветными камнями, потолки вызолочены. Где нет по стенам мрамора, там украшено живописными цветами. А когда, по разделе на бесчисленные траты, богатство остается еще в избытке – его кладут в землю, берегут в тайных местах, потому что будущее неизвестно, как бы не постигли нас какие-нибудь неожиданные нужды.

Точно неизвестно, будешь ли иметь нужду в зарытом золоте, но не неизвестно наказание за бесчеловечные нравы. Когда при бесчисленных выдумках не мог ты расточить богатства, тогда скрыл его в землю. Страшное же безумие – копаться в земле, пока золото еще в руднике, а когда оттуда вынуто, опять прятать в земле!

 

Продолжение следует.

 

ОБОГАЩАЮЩИМСЯ

 

 

26 января 2018
Яндекс.Метрика
loading