Официальный сайт

ОБОГАЩАЮЩИМСЯ

14 января мы празднуем память одного из величайших богословов Святителя Василия Великого. В слове к обогащающимся он напомнил эпизод из Евангелия, в котором богатый юноша обратился ко Христу с вопросом.

– Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие?

Иисус же сказал: не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не лжесвидетельствуй. Почитай отца и мать. И люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей, чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим. И будешь иметь сокровище на небесах. И приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Василий Великий напомнил: во-первых, о том, что юноша этот не одно лицо с законником, упоминаемым у Луки (Лк. 10, 25–28). Последний был пытлив, предлагал вопросы в насмешку. А юноша этот спрашивал здраво, но только принимал не благопокорно. Ибо не пошел бы от Господа, скорбя о таких Его ответах, если бы вопросы делал Ему презрительно. Потому и нрав его представился нам какой-то смесью: по указанию Писания частью стоит он похвалы. А частью весьма жалок и не подает никакой надежды.

В нем заслуживает похвалу то, что познал истинного Учителя, и, не остановив внимания на гордости фарисеев, на самомнении законников, на толпе книжников, приписал это имя единому истинному и благому Учителю.

В нем хорошо и то, что, по-видимому, был озабочен тем, как наследовать жизнь вечную. Но прочее – именно то, что, выслушав у истинного Учителя спасительные уроки, не написал их на сердце своем. И наставлений Его не привел в исполнение, но отошел с прискорбием, омраченный страстью к богатству – изобличает в юноше, что воля его не всецело обращена была к истинному благу, но имела в виду нечто нравящееся большему числу людей.

Этим же доказываются неровность и взаимное между собой несогласие в его нраве. Ты называешь Господа Учителем, а не делаешь, что должно ученику! Исповедуешь Его благим, а пренебрегаешь даруемым от Него! Между тем Благий, без сомнения, подает блага. Ты спрашиваешь о вечной жизни, а на деле оказывается, что весь ты привязан к наслаждению жизни настоящей. Какое же трудное, тяжелое, неудобоносимое слово предложил тебе Учитель?

–  Продай имение твое и дай нищим (Мф. 19, 21). Если бы возложил на тебя труды земледелия, или опасные предприятия по торговле, или что еще есть трудного для ищущих прибыли, то надлежало бы тебе опечалиться, огорчившись таким повелением.

Если же таким удобным путем, не требующим ни труда, ни пота, обещает сделать тебя наследником вечной жизни, почему не радуешься удобству спасения, а удаляешься с болезнующей и сетующей душою и делаешь для себя бесполезными все прежние свои труды?

Ибо, если ты, как говоришь, не убил, не прелюбодействовал, не украл, не свидетельствовал ни на кого свидетельства ложного, то желание свое об этом сам для себя делаешь бесполезным. Не присовокупил остального, через что одно мог бы ты войти в Царство Божие.

Если бы врач обещал исправить повреждения в органах, какие у тебя есть от природы или от болезни – не благодушно ли выслушал бы ты это? Но когда великий Врач душ хочет сделать совершенным тебя, у которого недостает существеннейшего – не принимаешь милости, а сетуешь и становишься унылым.

Видно, что далек ты от этой заповеди и ложно засвидетельствовал о себе, что возлюбил ближнего, как самого себя. Ибо вот повелеваемое Господом вполне изобличает тебя, что нет в тебе истинной любви.

Если бы справедливо было утверждаемое тобой, что от юности сохранил ты заповедь любви и столько же воздавал каждому, сколько и себе, то откуда у тебя такое огромное имение? Попечение о нуждающихся расточительно для богатства.

Хотя каждый на необходимое содержание берет немного, однако же, поскольку все вместе получают часть из имения, то издерживают его на себя.

Поэтому кто любит ближнего, как самого себя, тот ничего не имеет у себя излишнего перед ближним. Но ты оказываешься имеющим большое имение (Мф. 19, 22). Откуда же это у тебя? Не ясно ли из этого видно, что собственное свое удовольствие предпочитаешь ты облегчению участи многих? Поэтому чем больше у тебя богатства, тем меньше в тебе любви.

 

Продолжение следует.

 

14 января 2018
Яндекс.Метрика
loading