Официальный сайт

ВРАТА ИСТИНЫ

Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, 

и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

                                                     Евангелие от Иоанна. Глава 10, стих 9

Каждый человек,  обратившийся к миру Православия,  замечает, что в нем действительно есть некая тайна. Она не открывается каждому встречному, любопытствующему. Тайна сокрыта от тех, кто без благоговейного трепета пытается заглянуть под покров, скрывающий доступ к  Божественному.

Нас явно испытывают. И это справедливо, согласитесь.

Ведь многие люди, даже читавшие Библию, считают сегодня Православие одним из учений, существующих на земле. Для тех, кто еще не познал тайны Православия это действительно так. Но для тех, кому открылись врата Истины становится ясно: Православие содержит в себе основы,  все необходимое для нашей жизни и для нашего спасения. Чтобы понять это,  стоит прислушаться к голосу мудрых людей, обратиться к опыту святых отцов;  к трудам древних и современных ученых, к произведениям искусства и литературы,  к работам выдающихся личностей самых разных времен и народов, которые вели поиск и находили Истину.

Все мы, рано или поздно,  задаем себе «вечные» вопросы: Что есть Истина? Откуда мы пришли и куда уходим? В чем сокровенный смысл нашей жизни?

Но припомните, многие ли находят ответ?

Обычно обращаются к науке. Но встречают там самые противоречивые теории. Наука, как мы знаем, всегда в развитии и так часто меняет свои объяснения и законы, что приходится даже каждое десятилетие переписывать учебники.

Можно, конечно,  попытаться найти ответ в мифах древних народов. Но мифы производят впечатление разрезанной на клочки и перемешанной картины мира, где истина искажена фантазиями и предположениями несовершенной мысли людей разных поколений.

В советские времена большинство наших граждан были воспитаны в материалистической традиции. И все же всегда находились в России здравомыслящие люди, которые видели противоречия во вдалбливаемых «истинах».

Многие понимали и чувствовали, что материалистическая позиция по отношению к миру, конечно же, может иметь место (мир действительно материален). Но эта позиция должна основываться на неких других, более глубоких истинах.  Понимали многие и то, что материализм в той вульгарной форме, которую проповедовали теоретики «рая на земле» – коммунизма, был всего лишь ширмой, необходимой оправдать стремление к власти определенной группы людей. Эта теория  «земного рая» была призвана оправдать гибель миллионов сражающихся в братоубийственной войне за мифическую идею «свободы, равенства и братства». Оказалось, что общество, построенное только  на материальных принципах, не может дать своим гражданам ни свободы, ни равенства, ни братства. Не может оно дать ответа и на самый важный, сокровенный вопрос: в чем смысл нашей жизни?

Интересно, что А.С. Пушкин, мучимый подобным вопросом, в свое время написал:

 

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

 

И ответ он получил от глубоко уважаемого им человека, одного из самых образованных и просвещенных людей своего времени – митрополита Московского Филарета. Тот просто написал Пушкину:

 

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена…

 

Как видим, великий поэт в период сомнений, мучительного поиска истины  и смысла жизни получал наставления от человека духовного, в котором разум руководствовался верой.

А может ли современный человек, который разуверился во всем, поглощен лишь заботами о выживании в окружающем его жестоком мире, стремящийся к поверхностному знанию, которое не столько вразумляет, сколько развлекает;  человек, который по-прежнему думает только о материальном или увлечен ложной духовностью, поверить, что жизнь дана нам не напрасно? Прислушаться и понять, что этот прекрасный, окружающий нас мир создан для человека и готовит его к восприятию глубочайших тайн природы и бытия?

Самое любопытное, что  и наши современники, люди самых разных возрастов задают себе примерно те же вопросы, что когда-то задавал Пушкин.

Оказалось, что они тоже рассуждают о смысле жизни и задают себе вопросы, ответы на которые, наверное, хотели бы услышать многие.  Они признаются, что не знают еще очень многого, но хотели бы понять.

Ну, например:  почему люди, решили, что отныне и вовеки четыре Евангелия для христиан всего мира являются каноном, а остальные ересью. Почему, если Бог есть Любовь, мы к Нему обращаемся с просьбой, – «простить» и «помиловать» нас, да еще убеждаем других – «побойся Бога».

Почему во всех четырех Евангелиях, как кажется нашему современнику,  Иисус Христос гневался, скорбел, вопрошал и учил, но ни разу не улыбнулся. Так ли это на самом деле?

Нам трудно понять,  почему ни один добродетельный  поступок не толкает нас к последующему, в то время как пороки (выпивка, курение, блуд и другие) плотно связаны друг с другом в одну цепочку? Вы замечали? Действительно, почему люди с таким наслаждением разрушают себя – хрупкую и единственную машину, данную нам для путешествия по жизни?

Почему мы несчастны с нашими самыми любимыми людьми на свете? И почему так иногда безжалостны к близким, но остаемся любезными с отпетыми негодяями?  И почему  –  так беспечны в жизни?

Как получается, что мы открываем газету и одновременно включаем телевизор, хотя ненавидим и то и другое? И для чего нам беседы, идущие в Интернете, которые  воспринимаются нами как бессмысленное бормотание слепых людей?

И, наконец, почему человек до последней секунды с такой отчаянностью цепляется за жизнь, которую он и получил-то помимо собственной воли и даже желания? И совсем-то она не была хороша, и радости в ней было куда меньше, чем печали, а две-три короткие вспышки счастья оставляют после себя разве что горьковатый привкус печали о прошлом.

Нам бы очень хотелось все это понять. Но у кого найти ответ? Откуда мы пришли и куда идем? В чем смысл нашей жизни? Хотя бы раз в жизни, каждый задавал себе эти вопросы.

Если не угасло в нас еще сознание, стремление к Истине, если не стали мы  роботами, то Православие покажет нам и тайны бытия, откроет и цель нашей жизни. Чтобы познать истину, нужен путь преодоления узких человеческих горизонтов, путь духовного устремления, который проложен великими христианскими подвижниками, познавшими ответы на «вечные вопросы», для которых было открыто и «сокровенное и тайное».

Следуя за ними, и мы обратимся в наших беседах к сокровенному и тайному в мире Православия. Узнаем о том, что обычно сокрыто от нашего слуха и наших взоров, по беспечности и невниманию. Войдем вратами Истины, которая и есть Иисус Христос.

Познакомимся с Таинствами Церкви, чудесами, святыми, молящимися за мир.  А для начала – обратимся  к нашему происхождению, к самым истокам существования мира – к его творению. Потому, что в тайне творения содержится самый корень нашей веры – Православия.

 

Из книги «Тайна Православия». М. 2007

29 мая 2014

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading