ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ
Что ожидает нашу страну и Православие в будущем? Если посмотреть вокруг, то выводы на первый взгляд будут неутешительны. Не случайно, кто-то начинает говорить «О нашем поражении». Но можно ли говорить о поражении, если Сам Спаситель сказал:
– Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее (Мф.16. 18). Святой пророк Даниил возвещал о Христе: Ему дана власть, слава и царство. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет и царство Его не разрушится (Дан.7. 14). И разве мы не видим повсеместно Божией рати, которая противостоит силам зла?
Всеобщее отступление от Истины, возвещенной Господом Иисусом Христом, было предсказано в Евангелиях, Посланиях апостолов, Апокалипсисе. Но там же говорится о сохранении Истины верными христианами.
– Не бойся, малое стадо, – говорил Спаситель, – ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк.12. 32). Да и о каком можно говорить поражении, когда дети ведут своих родителей в Церковь? Атеисты и коммунисты становятся твердыми христианами. Многие монахи, священники, миряне самой своей жизнью и даже смертью за веру доказали непобедимость Православия. Мы знаем, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3. 16); чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины (1Тим.2. 4). Но исполнение этого Он оставил свободному выбору людей.
Мы видим, как ширится давление злых сил на христианство, растет количество соблазнов, среди которых и опаснейшее искушение «тайным знанием», выдаваемым за «новую духовность» и пропаганда «Новой эры», которая обещает рай на земле; и строительство Нового Вавилона – глобализма.
Сейчас широко обсуждается вопрос, как сохранить Православие, как спасти Россию? Дается множество советов – серьезных и заслуживающих внимания. Но большинство советчиков не замечает, что за такими общими, глобальными вопросами они оставляют в нерешенности важнейший: как спасти себя? А ответ на него очень прост: исполняй заповеди, которые ведут к смирению и любви. Выполняй все, что заповедано Церковью, ее святыми и спасешься. Этой дорогой шли наши подвижники: Антоний и Феодосий Печерские, Сергий и Никон Радонежские, Серафим Саровский, Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский и тысячи других воинов христовых, вплоть до сегодняшних старцев. Чем гуще становилась тьма, окружавшая их, тем ярче сияла их добродетель.
Еще тридцать лет тому назад Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен, излагая программу возрождения христианства у нас в стране, говорил:
– Каждой человеческой личности предстоит, осуществляя великие преобразования, начать с себя, с нравственного очищения и обновления своего внутреннего «Я», со стяжания мира в себе. Церковь призывает свих чад неленностно следовать христианским идеалам, сохранять и укреплять нетленные духовные сокровища.
Во все времена, а в наши дни особенно, перед угрозой отпадения от Церкви важно для нас изучение христианских истин – догматов. Эти истины не просто отвлеченные правила и рассуждения, не сухие законы необходимые для зубрежки. Они имеют самое важное значение в деле нашего спасения.
Вся христианская жизнь состоит в том, чтобы духовный рост постепенно и непрестанно сопровождался усовершенствованием в благочестии, в укреплении веры, в сердечности молитвы, в смирении и кротости, в милосердии, в целомудрии. Иначе говоря, вся наша жизнь должна стать подвигом очищения души от страстей и подготовкой ее к богообщению.
Для того чтобы правильно вести борьбу за свое спасение нам и необходимо знание догматов – основ христианской веры и правил духовной брани. Как борцы и воины, выходящие на бой стремятся овладеть искусством борьбы, чтобы не проиграть сражение, так и воины Христовы должны знать сущность своей веры – Истинного Пути. Крепкое стояние в вере необходимо для исполнения заповедей. Они даны к упражнению воли и сердца не только в теории, но и в действенной борьбе. Со всеми нашими помыслами и делами должны соединяться разумение, внимание и рассуждение, умение отличать добро от зла, которое может принять и облик благочестия. Христианство говорит, что не все, что кажется нам благочестивым и добрым с точки зрения мирской, таковым и является. Православие призывает к точному знанию и сознательному усвоению христианского учения, пониманию четких границ Церкви, за которыми начинается отпадение от Христа.
Из книги «Камо грядеши, Вавилон? «Тайное знание» в свете Православия». Продолжение следует.