Официальный сайт

ОТДЫХ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Архиепископ Димитрий Херсонский и Одесский, выдающийся деятель Церкви, проповедник и духовный писатель по поводу чувственных удовольствий писал:

– Общий предлог и общая цель всех удовольствий и увеселений есть необходимый отдых от трудов. Труд сам по себе необходим для нас, как заповедь Самого Творца нашего. Еще невинному человеку было поставлено в обязанность «возделывать и хранить» вверенный ему рай. И этот труд был для него источником наслаждения.

Ибо он видел и чувствовал, как деланию его покорялась вся природа. Как деланием его возвышалось и совершенствовалось все окружающее. После падения человека, труд уже вменен ему в наказание. И потому сопровождался изнурением сил, истощением телесных органов, утомлением и дряхлостью тела. В поте лица твоего снеси хлеб твой, – сказал ему Господь Бог. Пока не возвратишься в землю, от нее взят еси. При том и этот изнурительный труд редко сопровождается удовольствием, а чаще всего печалью и скорбью душевной.

Ибо проклятая в делах человека земля не вполне покоряется самым тяжким его трудам и усилиям. Потому не только тело человека имеет нужду в отдохновении и обновлении сил, а и душа его, утомляемая суетою дел своих, также нуждается в отдохновении, освежении и обновлении. Тело укрепляется пищей и сном. А душа ищет забвения своих печалей, освежения к ободрения сил своих – в других, более свойственных ей, наслаждениях. Призывает на помощь искусство, разнообразит увеселения и хочет создать себе нечто похожее на потерянный рай. Все это естественно, даже необходимо, а потому и не может быть осуждаемо. «Все мне позволено».

Но прежде нежели предаться удовольствиям, необходимо испытать себя, точно ли тело и душа твоя утомлены, хотя изнурительными, но полезными, важными и необходимыми трудами? И заслуживают ли того, чтобы дозволить им то или другое удовольствие? Не есть ли скука и тягость душевная плод бездействия, а не трудов. Праздности, а не излишних занятий? В таком случае надо не только отказывать себе в удовольствии, а побудить себя трудиться. Когда веселятся другие, подчинить себя строгому воздержанию: Не трудившийся ниже да ест, – говорит апостол.

Надо рассуждать и о том, – послужит ли предполагаемое увеселение и удовольствие к укреплению, а не к большему истощению сил телесных. Возвысит ли упадший дух твой, или, напротив, еще более ослабит его. Оживит ли сердце твое тою чистою, глубокой и животворной радостью, которая наполняет, умиротворяет, возвышает и ободряет душу, делает ее бодрою в трудах, благодушною в печалях и скорбях. Или, напротив, еще более взволнует сердце твое и возмутит душу твою, так что нужно будет искать новых средств к успокоению ея? В последнем случае, очевидно, лучше отказаться от увеселения, бежать от удовольствий, которые будут сопровождаться очевидным вредом.

Вот почему святой апостол Павел советует искать действительного успокоения телу и духу своему, истинно живительной отрады сердцу, животворного обновления и укрепления сил душевных – в наслаждениях не плотских, а духовных: Не упивайтесь вином. а более исполняйтесь духом, глаголюще себе во псалмах и песнях духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви.

Продолжение следует.

 

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ РАДОСТИ

ЖИТЕЙСКИЕ ЗАБОТЫ

ЖИТЕЙСКИЕ ЗАБОТЫ. МАРФА И МАРИЯ – БОРЬБА ДОБРОДЕТЕЛЕЙ

ВРЕМЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ

ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ!

ДОБРАЯ ТРАДИЦИЯ СПАСАЕТ ОТ БЕДЫ

ЗАБЫТЬ О БУДУЩЕМ. ИСКУСИТЕЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ

КАК ОБРЕСТИ ДУШЕВНЫЙ ПОКОЙ

ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ

О ПЬЯНСТВЕ

БОГАТЫЕ ТОЖЕ ПЛАЧУТ

О ДНЯХ СЧАСТЛИВЫХ И НЕСЧАСТЛИВЫХ

 

10 ноября 2019
Яндекс.Метрика
loading