О ПЬЯНСТВЕ
Святитель Иоанн Златоуст говорил: Не вино, а пьянство – дурное дело. Оно может притупить чувства и помрачить разум.
Будем воздерживаться от пьянства. Не говорю, будем воздерживаться от вина. Но будем воздерживаться от пьянства.
Не от вина происходит пьянство, но порочная воля производит пьянство.
Диавол никого так не любит, как пьяницу. Потому, что никто не исполняет его злой воли, как пьяница.
Пьяный хуже бесноватого, потому что никто не исполняет его злой воли, как пьяница. Пьяный хуже бесноватого, потому что он по своей воле беснуется.
Насыщай душу свою Духом Святым, чтобы не насыщать и не погубить ее пьянством.
Наперед наполни свой ум и свои мысли, чтобы не нашла в них места та бесстыдная страсть.
Апостол Павел писал:
– Не хочу вас оставить в неведении братия. Пьяницы Царства Божия не наследуют.
Участвуй в трапезе, употребляй вино умеренно, никто не препятствует. Пользуйся всем, но только воздержись от греха. Видишь ли, как этот пост легок для всех? При нем нельзя ссылаться на слабость телесную. Это – чистое дело души.
Можно и, не пив вина быть пьяным. Равно можно пить вино и быть трезвым. А что бывает опьянение без вина, послушай пророка, который говорит:
– Горе, пьяным без вина (Ис. 28.1).
Как можно упиваться без вина? Когда ты не будешь умерять необузданности страстей благочестивым размышлением.
Можно пить вино и не быть пьяным. Если бы это было невозможно, то Павел в послании к Тимофею не дал бы такого предписания:
– Употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5:23).
Опьянение есть не что иное, как неестественное исступление души, извращение помыслов, недостаток рассуждения, отсутствие соображения.
А это происходит не от одного опьянения вином, но и от опьянения гневом и непристойною похотью.
Как горячку производит и бессонница, производит и изнурение, производит и уныние, производят и болезни и различные причины, а страдание и болезнь бывает одна и та же, так и здесь.
Опьянение происходит и от вина, происходит и от похоти, происходит и от испорченных нравов и от различных причин, а страдание и болезнь одна и та же.
А что можно упиваться и иначе, не одним вином, послушай, что говорит апостол Павел: не упивайтесь вином, – выражая, что можно упиваться и иначе. Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд (Еф. 5.18).
Удивительным образом в кратких словах выразил он все осуждение пьянству. Что значит: не упивайтесь вином в нем же есть блуд? Блудными называем мы тех молодых людей, которые, получив отцовское наследство, тратят все вдруг, не рассуждая и все отцовское богатство издерживают на блудниц и развратников.
Таково пьянство: овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношею или девушкой, и пленив их рассудок, оно заставляет их растрачивать весь запас мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности.
Пьяный не знает, что нужно говорить и о чем молчать. Но постоянно открыт рот его. Нет ни затвора, ни дверей на устах его. Пьяный не умеет распоряжаться речами своими с рассуждением. Не умеет расположить богатства мыслей. Не умеет одно приберечь, а другое издержать, но все тратит и извергает.
Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка. Пьянство есть несчастье, над которым смеются. Болезнь над которою издеваются. Произвольное беснование – оно хуже умопомешательства.
Хочешь ли знать, как пьяный бывает хуже и бесноватого? Бесноватого все мы жалеем, а от этого отвращаемся. Тому сострадаем, а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому, что у того болезнь от дьявольской напасти, а у этого от беспечности. У того от козней врагов, а у этого от козней собственных помыслов.
Но терпит пьяный то же самое, что и бесноватый, так же кружится, так же приходит в исступление, так же падает, так же извращает глазные зрачки, так же трясется, лежа на земле, испускает изо рта пену и таким образом изливает нечистую слюну. И уста его наполняются невыносимым зловонием.
Такой человек неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается слугами, отвратителен для жены и детей, несносен для всех, противнее самых бессловесных.
Бессловесные животные пьют дотоле, пока чувствуют жажду, и ограничивают желание потребностью. А этот по невоздержанию своему простирает пожелание далее потребности и становится безрассуднее бессловесных.
Особенно же тяжело то, что эта болезнь, полная стольких зол и производящая столько несчастий, даже и не считается виною. Но за столами богачей бывает соперничество и состязание в этом сраме и сильно спорят друг с другом о том, кто покажет себя образцом в этом деле, кто более возбудит смеха, кто более ослабит свои нервы, кто более изнурит свои силы, кто больше оскорбит общего Владыку. Тогда можно видеть дьявольское состязание и соревнование, кто больше выпьет.
Пьяный жалок более мертвого. Этот лежит бесчувственный и не может делать ни добра, ни зла. А тот способен делать зло и, зарыв душу как в могиле в своем теле, мертвым являет свое тело.
Видишь ли, как он жальче бесноватого, как бесчувственнее мертвых? Хочешь ли, я скажу еще нечто большее и тягчайшее всего этого? Пьянствующий человек не может войти в Царство Небесное. Кто говорит это? Апостол Павел.
– Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1Кор. 6.9-10). Слышал ли, в какой сонм он поместил его?
Вместе с развратниками, с блудниками, с идолослужителями, с прелюбодеями, с хульниками, с любостяжателями, с грабителями.
Итак, что же? Неужели, скажешь, пьяница и развратник одно и то же? Неужели пьяница и идолослужитель одно и тоже? Не говори мне этого, человек. Я прочитал тебе божественные законы. Не требуй у меня отчета. Спроси апостола Павла, и он ответит тебе.
Я не могу сказать, вместе ли с ними, или не вместе с ними он подвергнется наказанию, но что он, подобно идолослужителю, будет лишен царства, это я могу утверждать со всею силой.
А если это несомненно, то для чего ты требуешь у меня отчета в том, как велика мера этого греха?
Если он останется за дверями, если он лишится царства, если не получит спасения, если будет послан на вечное мучение, то для чего ты представляешь мне меры, весы и степени грехов?
Поистине, возлюбленные, ужасное и весьма тяжкое дело – пьянство. Не о вас я говорю, – да не будет, – я вполне убежден, что ваша душа чиста от этой болезни и этой страсти, и доказательством вашего здоровья служит пребывание ваше в храме. Усердное собрание, внимательное слушание. Потому что никто, упивающийся вином, не может жаждать божественных изречений.
– Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд. Но исполняйтесь Духом (Еф. 5.18).
Вот прекрасное опьянение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать ее пьянством. Наперед займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть.
Посему апостол и не сказал: причащайтесь Духа, но: исполняйтесь Духом. До верха наполни Духом свою душу, как чашу, чтобы дьявол уже не мог вложить в нее ничего. Нужно не просто причащаться Духа, но исполняться Духом: псалмами, пениями, и песнями духовными (Еф. 5.19).