Официальный сайт

РУССКАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Русская духовная культура формировалась вокруг богослужения Православной Церкви – вокруг православного культа. Культ – колыбель всякой культуры, ее жизненный исток, духовная родина. Часто использующееся определение богослужения как синтеза

искусств неточно только тем, что оно меняет порядок вещей: не богослужение образуется через синтез, объединение искусств, но напротив, искусство, подобно ветвям, исходит из единого ствола – богослужебного действа.

Церковные искусства не являются самостоятельными в том смысле, что ни одно из них не имеет цели в самом себе: все призваны служить культу – молитве и совершению Таинств. Богослужебные песнопения суть молитвы. Храмы указывают на границу между Церковью и миром. Русский храм самой своей формой говорит о Церкви как Теле Христовом. Икона символизирует присутствие святых в Церкви и предназначена для молитвы перед ней, так что выставление иконы в музейной экспозиции лишено смысла.

Кроме того, церковные искусства связаны друг с другом. Богослужебное песнопение это единство текста и мелодии.

Икона с самого начала предназначена для определенного места в храмовом интерьере. В культуру православного богослужения входят такие специфические элементы, как искусство священных ароматов и облачение священнослужителей.

Замечательным образцом подобного православно культурного синтеза служит ансамбль Свято Троицкой Сергиевой Лавры. Комплекс зданий, храмовое собрание икон, хоровое пение с использованием напевов, возникших в этих древних стенах – все разнообразие церковных искусств –  призвано осуществлять литургическое действо вблизи гробницы преподобного Сергия Радонежского.

Все в Лавре, так или иначе, связано с образом Преподобного Сергия и восходит к его духовным открытиям. Так, святой Сергий особо чтил Пресвятую Троицу, – и главными художественными шедеврами Лавры являются Троицкий Собор XV века, а также икона Троицы преподобного Андрея Рублева (хранящаяся ныне в Третьяковской галерее). Кульминацией же пути преподобного Сергия Радонежского было явление ему Богоматери во время чтения Акафиста Ей. Именно с этим связано присутствие в Лаврском архитектурном комплексе храма Успения XVI века с дивным иконостасом. Основные иконы в нем перекликаются по смыслу именно с Богородицей. Ее покровительству Преподобному.

Церковное искусство отличается соборным характером, что иногда ошибочно путают с анонимностью. Внешним выражением соборности служит Канон. Каноничны, например, пятиглавый собор или композиция иконы Успения, на которой обязательно присутствует Христос, держащий на руках душу Богоматери в виде спеленутого младенца. Канон сдерживает произвол фантазии художника. Зато его искания в каноническом русле делаются более углубленными.

Церковный художник достигает при этом выраженной средствами его искусства соборной истины. Таким шедевром было, скажем, Житие преподобного Сергия, созданное замечательным церковным писателем XIV-XV веков Епифанием Премудрым. Он писал Сергиево Житие по канону, нанизывая один за другим рассказы об эпизодах жизни святого и совершенных им чудесах. Материалом для этого было предание – многочисленные рассказы и записки о святом его современников. Из этой груды сырых фактов агиограф – составитель жития – сумел отобрать самые значимые. Такие, которые в совокупности явили миру вечный лик великого святого.

Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.

 

Тропарь Преподобному Сергию Радонежскому

Алексей Львов. Боже, Царя храни!

 

НАРОД И ПУБЛИКА

ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ. РАЗМЫШЛЕНИЯ, МУЗЫКА И МОЛИТВЫ

ОСЕНЬ ТУРГЕНЕВА

ДУХОВНОЕ ПЕНИЕ И ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)

ДУШЕВНАЯ ЗОРКОСТЬ

ХУДОЖНИК НАШЕГО ВРЕМЕНИ

МОЛИТВА РУССКОГО НАРОДА

ЧУДО-ОСТРОВ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ФЕСТИВАЛЯ НИКОЛАЯ ГОЛОВАНОВА

ГИМН ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ НАПИСАЛ ПОСЛЕДНИЙ РЕГЕНТ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ ДОМАШНИЕ ЕГО

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА. И.С. ТУРГЕНЕВ

ЗАБЫТЫЙ ЮБИЛЕЙ. АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ

05 марта 2019
Яндекс.Метрика
loading