РУССКАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Русская духовная культура формировалась вокруг богослужения Православной Церкви – вокруг православного культа. Культ – колыбель всякой культуры, ее жизненный исток, духовная родина. Часто использующееся определение богослужения как синтеза
искусств неточно только тем, что оно меняет порядок вещей: не богослужение образуется через синтез, объединение искусств, но напротив, искусство, подобно ветвям, исходит из единого ствола – богослужебного действа.
Церковные искусства не являются самостоятельными в том смысле, что ни одно из них не имеет цели в самом себе: все призваны служить культу – молитве и совершению Таинств. Богослужебные песнопения суть молитвы. Храмы указывают на границу между Церковью и миром. Русский храм самой своей формой говорит о Церкви как Теле Христовом. Икона символизирует присутствие святых в Церкви и предназначена для молитвы перед ней, так что выставление иконы в музейной экспозиции лишено смысла.
Кроме того, церковные искусства связаны друг с другом. Богослужебное песнопение это единство текста и мелодии.
Икона с самого начала предназначена для определенного места в храмовом интерьере. В культуру православного богослужения входят такие специфические элементы, как искусство священных ароматов и облачение священнослужителей.
Замечательным образцом подобного православно культурного синтеза служит ансамбль Свято Троицкой Сергиевой Лавры. Комплекс зданий, храмовое собрание икон, хоровое пение с использованием напевов, возникших в этих древних стенах – все разнообразие церковных искусств – призвано осуществлять литургическое действо вблизи гробницы преподобного Сергия Радонежского.
Все в Лавре, так или иначе, связано с образом Преподобного Сергия и восходит к его духовным открытиям. Так, святой Сергий особо чтил Пресвятую Троицу, – и главными художественными шедеврами Лавры являются Троицкий Собор XV века, а также икона Троицы преподобного Андрея Рублева (хранящаяся ныне в Третьяковской галерее). Кульминацией же пути преподобного Сергия Радонежского было явление ему Богоматери во время чтения Акафиста Ей. Именно с этим связано присутствие в Лаврском архитектурном комплексе храма Успения XVI века с дивным иконостасом. Основные иконы в нем перекликаются по смыслу именно с Богородицей. Ее покровительству Преподобному.
Церковное искусство отличается соборным характером, что иногда ошибочно путают с анонимностью. Внешним выражением соборности служит Канон. Каноничны, например, пятиглавый собор или композиция иконы Успения, на которой обязательно присутствует Христос, держащий на руках душу Богоматери в виде спеленутого младенца. Канон сдерживает произвол фантазии художника. Зато его искания в каноническом русле делаются более углубленными.
Церковный художник достигает при этом выраженной средствами его искусства соборной истины. Таким шедевром было, скажем, Житие преподобного Сергия, созданное замечательным церковным писателем XIV-XV веков Епифанием Премудрым. Он писал Сергиево Житие по канону, нанизывая один за другим рассказы об эпизодах жизни святого и совершенных им чудесах. Материалом для этого было предание – многочисленные рассказы и записки о святом его современников. Из этой груды сырых фактов агиограф – составитель жития – сумел отобрать самые значимые. Такие, которые в совокупности явили миру вечный лик великого святого.
Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.
Тропарь Преподобному Сергию Радонежскому
Алексей Львов. Боже, Царя храни!
ГЕОРГИЙ СВИРИДОВ. РАЗМЫШЛЕНИЯ, МУЗЫКА И МОЛИТВЫ
ДУХОВНОЕ ПЕНИЕ И ДУХОВНАЯ МУЗЫКА
ПРОРОК В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ. ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821 – 1881)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ФЕСТИВАЛЯ НИКОЛАЯ ГОЛОВАНОВА
ГИМН ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ НАПИСАЛ ПОСЛЕДНИЙ РЕГЕНТ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ