ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873)

27 июля мы отмечаем память великого сына великой России.
Вспоминая Тютчева, как великого поэта, мы не можем не вспомнить и о его роли мудрого государственного деятеля.
Трудно назвать другого человека в нашей истории, который стал дипломатом, прожил долгое время с юности за границей и остался самым убежденным патриотом своей Родины.
Стихи 1867 года посвящены объединению славянских народов:
– Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы – свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей,-
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подданства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России – не прощают sacs.
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: – Это я!
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправноcть,
Для нас – насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь
И тяготеет и над нами –
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим провиденью –
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив – Верховный Промыслитель,
И суд Его не оскудел,
И снова царь-освободитель
За русский выступит предел…
Он воочию увидел все «прелести» европейской жизни своего времени и ощутил опасность, исходившую от слепого увлечения Западом.
В том же 1867 году были написаны стихи о либерализме:
– Напрасный труд – нет, их не вразумишь, –
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация – для них фетиш,
Но недоступна им её идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В её глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
В своих письмах, недавно опубликованных, он убеждал, что Россия обладает совершенно особой ролью и особым путем в истории.
Основа этой роли и этого пути – Православие.
Ф.И. Тютчев, великий русский поэт, обладал совершенно особым отношением к человеку и природе: он смотрел на них вещим взглядом, и от него не было закрыто их сокровенное существо.
В 1869 году Тютчев написал поразительные стихи:
– Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, –
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Природа воспринималась им как живое Божье создание:
– Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
В Тютчеве было духовидение, и не случайно однажды у него вырвалось признание:
– Нет, моего к тебе пристрастья
Я скрыть не в силах, мать Земля!..
Потому мир природных духов и стихий, был видим им
почти с такой же отчетливостью, как мир зримых форм.
– Черней и чаще бор глубокий.
Какие грустные места!
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста!
Стихи Тютчева пронизаны духовной мудростью:
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть чему, то будет.
Живя, умей всё пережить:
печаль, и радость, и тревогу.
Чего желать? О чём тужить?
День пережит – и слава Богу!
– Разумеется, Тютчев был православным. Картина конца вселенной в его знаменитом стихотворении — это почти видение:
– Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Все зримое опять покроют воды,
И Божий Лик изобразится в них!
Внутренний путь Тютчева был путем христианским, путем Креста. Во многих его стихотворениях сквозит как бы постоянное страдание, и часто его причина — вовне, в страданиях человечества:
– Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой…
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
И, наверное, нет в русской поэзии более глубокого проникновения в христианскую душу России, чем таинственный тютчевский шедевр — маленький стихотворный мир:
– Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
Федор Иванович Тютчев скончался 27 июля 1873 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. Над его могилой установлен белый мраморный крест.
Здесь вы можете услышать программы Ольги Фомичевой о Федоре Ивановиче Тютчеве.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.