ЧУДО-ОСТРОВ
Чудо-остров, чудо-остров жить на нем легко и просто… такой была детская песенка, которую распевали и взрослые.
Но оказалось, что есть и другой чудо-остров, на котором жить не только непросто, но и невозможно. Но люди выбрали жизнь на нем. Почему?
Когда вышел фильм режиссера Павла Лунгина «Остров» по сценарию Дмитрия Соболева, то зрители увидели жизнь совершенно необычную.
На северном острове, в наше недалекое время, в 1976 году происходят настоящие чудеса.
Монах Анатолий, живущий здесь, предвидит, зачем приедут к нему люди. Он знает, что у молодой женщины, решившейся на аборт, родится мальчик, который будет ей утешением в безмужней жизни.
Открывает другой женщине, что муж, которого она много лет считала погибшим, жив и ей надо, срочно продать дом и ехать к нему во Францию.
Исцеляет мальчика, от которого отказались все врачи.
Бросает в настоятеля головешкой с колокольни, намекая, что в монастыре случится пожар.
Изгоняет беса из девушки, которую считают сумасшедшей. И все это просто обыденно, будто в порядке вещей.
Чудеса на острове происходят в наше материальное время.
И мы верим в них, потому что знаем теперь о подобных чудесах: предвидения, исцеления, раскрытия тайников души, читая воспоминания об уединенно жившем, на острове Залит отце Николае Гурьянове, о духовнике Троице-Сергиевой Лавры архимандрите Кирилле (Павлове).
Но главное, что поражало и поражает в картине – не чудеса, а неподдельное непрестанное покаяние, милосердие, сочувствие людям главного героя, на котором держится весь фильм. Смирение монаха, которого, даже не играет, а которым живет Петр Мамонов.
– Меня святым тут сделали, а какой я святой? – Искренне жалуется он. И мира нет в душе.
Ни на минуту грех не отпускает. Помолись ко Господу, чтобы снял с души моей тяжесть. За что Каин брата своего Авеля убил? – Спрашивает он полусерьезно другого монаха, которому подвиг юродства совсем непонятен.
И настоятеля монастыря он пробуждает от слепой привязанности к вещам.
Почему люди решаются на монашество, почему становятся монахами и отшельниками, презирая удобства и удовольствия мирской жизни?
Для мирского сознания это непостижимо.
Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Феофана Затворника, современных аскетов влекла духовная жизнь, уединенное общение с Богом.
Не чудеса их привлекали, а любовь Божия, которая неодолимо притягивает человека, и душа откликается на этот призыв.
Нравственный аскетизм героя и непрестанная молитва в фильме «Остров» совершенно естественны и отличают его от всех других картин православной тематики.
Не случайно сразу после выхода фильма и даже спустя несколько лет, картина находила самый живой и широкий отклик у публики.
Лучшим показателем успеха у зрителя можно считать даже не кассовые сборы, не заслуженные призы и награды, а рассказ профессора Московской Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры Архимандрита Платона (Игумнова), о том, как на вступительном экзамене на вопрос: почему вы поступаете, юноша ответил, что решение об этом принял после просмотра фильма «Остров».
С такой же силой картина воздействует и сейчас. Но, кажется, время немного изменилось. Обмирщение и тяга к покою и удовольствиям стали сильней.
Хотя, понимаешь, что это действительно Чудо-остров. Не потому что на нем происходят чудеса, а потому, что он способен даже сейчас изменить сознание людей. Пробуждает от духовного сна. Говорит о жизни иной, духовной.
Владимир Кремень
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.