ЗАБЫТЫЙ ЮБИЛЕЙ. АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ ХОМЯКОВ (1804–1860)

Мало ли событий, о которых мы не вспоминаем, увлеченные повседневной суетой. Так произошло и на этот раз. 14 мая 2014 года исполнилось 210 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя, поэта Алексея Степановича Хомякова.
Родился будущий поэт в Москве, на Ордынке, в старинной дворянской семье.
Воспитанием его занималась в детстве мать – Марья Алексеевна (урожденная Киреевская). Ей, по собственным словам будущего философа и поэта, он был обязан «своим направлением и своей неуклонностью».
Каким же было это направление? Мать воспитала его «в строгой преданности Православной Церкви и национальным началам жизни».
Однажды, в детстве, читая по-латыни папскую буллу, он обнаружил в ней ошибку и высказал своему воспитателю – иностранцу сомнение в папской непогрешимости, за что получил выговор от наставника.
В юности Алексей Хомяков мечтал о воинской славе. Когда началась освободительная война в Греции, он – 16-летний мальчишка – бежал из дома, чтобы попасть на фронт и помогать братскому православному народу. Его поймали и вернули домой.
В 17 лет, сдав блестяще экзамены в Московском Университете, Алексей Хомяков получает степень кандидата математических наук.
В 1822 году он поступает на службу в кирасирский полк и служит на юге России, в Херсонской губернии. В 1823 переходит в конногвардейский полк и живет в Санкт-Петербурге. В начале 1825 года вышел в отставку и уехал за границу, где занимался живописью и философией.
Когда в 1828 году началась война с турками, он вновь возвращается в армию и служит в Белорусском гусарском полку. Был дважды ранен. За храбрость Алексей Хомяков был награжден орденом Святой Анны с бантом и Владимирским крестом.
После войны он вновь выходит в отставку и занимается литературой, живописью, историей и философией.
Для него всегда, вне всякого сомнения, оставались истины Православия, вера в исключительную судьбу России и в ее национальные устои.
Вся жизнь А.С. Хомякова, продолжавшаяся всего 56 лет, ушла на защиту и утверждение основ его мировоззрения. Даже умер он, спасая крестьян от холеры.
В статье «Об общественном воспитании в России» (1856) он писал: «Строй ума ребенка, которого первые слова были: Бог, тятя, мама – будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были: деньги, наряд или выгода».
Его богословский трактат «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» был одобрен Святителем Филаретом, митрополитом Московским, но напечатан только спустя 20 лет после смерти Хомякова.
В середине XIX века в русской интеллектуальной среде шли бурные споры об исторической судьбе России, о русском духовном пути. В этих спорах
возникли два лагеря — так называемых западников и славянофилов.
Западники измеряли Россию и Запад одной исторической меркой и считали, что Россия отстает от Запада и ей следует его догонять.
Славянофилы же говорили об особом русском пути, о необходимости создания своей самобытной культуры на основе Православия.
Идейным вождем славянофильства был А.С. Хомяков — богослов, публицист, поэт. Он учил о Православии как полноте Христовой Истины и о Церкви как духовном теле Христовом, «соборном» единстве ее членов.
Поэт-лирик, Хомяков получил высокую оценку Пушкина, Гоголя, Тютчева, Толстого, Достоевского. Он автор нескольких шедевров, принадлежащих и жанру духовной поэзии. Вот только некоторые из них:
В час полночный, близ потока,
Ты взгляни на небеса;
Совершаются далеко
В горнем мире чудеса.
Ночи вечные лампады
Невидимы в блеске дня,
Стройно ходят там громады
Негасимого огня…
В час полночного молчанья,
Отогнав обманы снов,
Ты вглядись душой в писанья
Галилейских рыбаков.
И в объеме книги тесной
Развернется пред тобой
Бесконечный свод небесный
С лучезарною красой…
Хочется, чтобы читатель вдумался и в маленькую поэму
Хомякова 1858 года, злободневно звучащую и ныне:
Широка, необозрима
Чудной радости полна,
Из ворот Иерусалима
Шла народная волна.
Галилейская дорога
Оглашалась торжеством:
“Ты идешь во имя Бога,
Ты идешь в Свой царский дом!
Честь Тебе, наш Царь смиренный,
Честь Тебе, Давидов сын!”
Так, внезапно вдохновенный,
Пел народ, но там один,
Недвижим в толпе подвижной,
Шел воспитанник седой,
Гордый мудростию книжной,
Говорил с усмешкой злой:
«Это ль Царь ваш, слабый, бледный,
Рыбаками окружен?
Для чего он в ризе бедной,
И зачем не мчится Он,
Силу Божью обличая,
Весь одеян черной мглой,
Пламенея и сверкая
Над трепещущей землей?…»
И века прошли чредою,
И Давидов Сын с тех пор,
Тайно правя их судьбою,
Усмиряя буйный спор,
Налагая на волненье
Цепь любовной тишины,
Мир живит, как дуновенье
Наступающей весны,
И в трудах борьбы великой
Им согретые сердца
Узнают шаги Владыки,
Слышат сладкий зов Отца.
Но в своем неверье твердый,
Неисцельно ослеплен,
Все как прежде, книжник гордый
Говорит: «Да где же Он?
И зачем в борьбе смятенной
Исторического дня
Он проходит так смиренно,
Так незримо для меня?
А нейдет, как буря злая,
Весь одеян черной мглой,
Пламенея и сверкая
Над трепещущей землей?»
И еще одно знаменитое стихотворение А.С. Хомякова, которое названо им – «России»:
Гордись! – тебе льстецы сказали. –
Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечом!
Пределов нет твоим владеньям,
И, прихотей твоих раба,
Внимает гордым повеленьям
Тебе покорная судьба.
Красны степей твоих уборы,
И горы в небо уперлись,
И как моря твои озеры…”
Не верь, не слушай, не гордись!
Пусть рек твоих глубоки волны,
Как волны синие морей,
И недра гор алмазов полны,
И хлебом пышен тук степей;
Пусть пред твоим державным блеском
Народы робко кланят взор
И семь морей немолчным плеском
Тебе поют хвалебный хор;
Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись –
Всей этой силой, этой славой,
Всем этим прахом не гордись!
Грозней тебя был Рим великий,
Царь семихолмного хребта,
Железных сил и воли дикой
Осуществленная мечта;
И нестерпим был огнь булата
В руках алтайских дикарей;
И вся зарылась в груды злата
Царица западных морей.
И что же Рим? и где монголы?
И, скрыв в груди предсмертный стон,
Кует бессильные крамолы,
Дрожа над бездной, Альбион!
Бесплоден всякой дух гордыни,
Неверно злато, сталь хрупка,
Но крепок ясный мир святыни,
Сильна молящихся рука!
И вот за то, что ты смиренна,
Что в чувстве детской простоты,
В молчаньи сердца сокровенна,
Глагол Творца прияла ты, –
Тебе он дал свое призванье,
Тебе он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
Твое всё то, чем дух святится,
В чем сердцу слышен глас небес,
В чем жизнь грядущих дней таится,
Начало славы и чудес!..
О, вспомни свой удел высокий!
Былое в сердце воскреси
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни вопроси!
Внимай ему – и, все народы
Обняв любовию своей,
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей!
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный –
Прозрачный Вышнего покров!
Здесь вы можете услышать программы, посвященные Алексею Степановичу Хомякову. Автор и исполнитель – Ольга Фомичева.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.