ПРАВОСЛАВНЫЕ ТАИНСТВА
Таинством называется такое священное действие, совершаемое в Церкви, в котором участвует Бог совместно с человеком. У святых отцов есть учение о синергии, что в переводе с греческого означает сотрудничество. Имеется в виду сотрудничество Бога и человека в деле освящения мира, деле возвращения – прежде всего человека, а затем природы к Богу, от Которого мир отпал из-за грехопадения первых людей.
Это и осуществляется в Церкви – во всех церковных действиях и молитвах. Выделяются семь Таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Священство, Елеосвящение.
Взглянем на внешнюю сторону Таинств. Каждое Таинство внешне оформлено в обряд, ядром которого служит одно или два видимых действия. Так, главным моментом крещального обряда является троекратное погружение крещаемого в воду. Миропомазание – это помазание миром, а Елеосвящение (соборование) – маслом. Причащение – внешне – это вкушение освященных хлеба и вина. Таинство Брака совершается через обручение кольцами и венчание с использованием специальных венцов. Таинство Священства – через возложение рук епископа на голову посвящаемого. И наконец, Покаяние – это называние кающимся своих грехов в присутствии священника перед крестом и Евангелием.
Таковы обряды, соответствующие Таинствам, и значение обрядовых действий мы будем рассматривать в статьях об отдельных Таинствах. Но каков общий церковный смысл всех Таинств?
Большинство Таинств совершается священниками (кроме рукоположения, совершаемого епископами), которые действуют не как ограниченные люди – за ними сила всей Церкви, а в конечном счете – сила Божия.
Священники были изначально поставлены Иисусом Христом и апостолами: для созидания Тела Христова (Еф.4. 12).
Созидание Тела Христова – это присоединение людей к Церкви. Именно оно и происходит в Таинствах. Иногда это бывает совершенно явно: когда говорят о смысле Крещения, то непременно подчеркивают, что в этом Таинстве человек делается членом Церкви.
Созидание Тела Христова совершается явно и в Таинстве Святого Причащения – Евхаристии: причастники, принявшие под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, присоединяются к Его мистическому Телу.
В случае других Таинств церковный их смысл прямо не бросается в глаза: на первый план выступает значение Таинства лично для конкретного христианина. Так, благодаря Таинству Покаяния, отдельный человек освобождается от грехов, а в Таинстве Брака благословляется конкретная супружеская пара.
У апостола Павла эта цель священнодействия названа «совершением святых» – освящением, возведением к святости отдельного человека.
Но за освящением отдельных членов Церкви стоит, очевидно, и общецерковный смысл, общецерковная польза.
Церковь созидается не только количественно – благодаря притоку новых членов и новых причастников, но и качественно – очищением тех, кто составляет ее Тело.
Иногда говорят, что отдельные Таинства освящают конкретные функции человека: Причащение освящает функцию питания. Брак – размножение. Покаяние – речь и т.д.
Неправомерно так упрощать таинственное событие.
Сводить, скажем, значение соединения человека с Богом в Таинстве Причащения к освящению его питания (может, избавление от чревоугодия?) означало бы безмерно умалять и смысл, и значение этого Таинства.
Таинство оно потому и Таинство, что механизмы его действия скрыты не только от взора, но и от разума человека.
Любое Таинство воздействует на всего человека – на его дух, душу и тело, в любом из них человек принимает освящающую Божественную благодать и получает церковное благословение.
Из книги «Тайна Православия». Продолжение следует.
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ