ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
О смысле Таинства Крещения выразительно говорит соответствующий ему обряд. Прежде его совершения человеку дается имя в честь кого-либо из святых Православной Церкви, который становится отныне его особым покровителем.
А в самом крещальном обряде можно увидеть несколько стадий.
Во-первых, происходит отречение крещаемого от сатаны. Священник молит Господа изгнать из человека всякого лукавого духа и сделать его членом Церкви, наследником вечного блаженства.
Крещаемый же отрекается от дьявола, дает обещание служить Христу и подтверждает свою веру чтением Символа веры.
Если крестят младенца, то отречение от сатаны и Символ веры произносят от его имени восприемники – крестные отец и мать. Затем священник молит Бога освятить воду в купели, трижды крестит ее и как бы помазует освященным маслом. Им помазуется также и крещаемый.
Наконец священник троекратно погружает крещаемого в воду, произнося:
– Крещается раб Божий (произносится его имя) во Имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь.
Погружение в воду – важнейший и глубокомысленный момент Таинства (заметим, что в крайних случаях разрешается обойтись им одним, – причем его может совершить мирянин или мирянка). Он символизирует со-умирание крещаемого со Христом и является реально смертью «ветхого человека», смертью для греха.
Этот смысл Крещения отмечен апостолом Павлом:
– Неужели не знаете, – пишет он римским христианам, – что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились? (Рим.6. 3).
Но зачем надо соумирать со Христом?
Ради того, чтобы приобщиться с Ним той вечной жизни, которая открылась при Воскресении Христовом, жизни Царства Божия.
Вот как пишет об этом апостол Павел:
– Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим.6. 4).
В Церкви – Теле Христовом – мы умираем и воскресаем со Христом, поскольку мы – Христовы члены.
– Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть и соединены и подобием воскресения (Рим.6. 5).Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим.6. 8).
В Крещении, говорит святой Василий Великий, вода изображает собою смерть, принимая тело, как бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, возводя души наши из греховной мертвенности в первоначальную – до грехопадения – жизнь, – что и значит родиться свыше водой и Духом.
В Крещении речь идет о важнейшем для человека – о победе над земной неизбежной смертью, над тленностью плоти, над самим временем!
После Крещения новый член Церкви облачается в белые одежды, в знак его нынешней духовной чистоты, и получает крест – образ Креста Господня. Сразу вслед за этим над человеком совершают Таинство Миропомазания.
Продолжение следует.
СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
СВЯТОЙ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ КНЯЗЬ ВЛАДИМИР И КРЕЩЕНИЕ РУСИ