КТО ТАКИЕ СТАРЦЫ
В XVIII веке жил на Афоне, а затем в монастырях на территории нынешней Румынии, замечательный подвижник — преподобный Паисий Величковский. Это был человек высочайшей духовной жизни, и потому у него было много учеников.
Паисий был совсем молодым человеком, когда за ним закрепилось устойчивое прозвище — «юный старец». Но что оно могло означать?
Слово «старец» в церковном употреблении имеет не совсем обычное значение. Далеко не всегда оно указывает на возраст человека: «старчество» — это особые духовные дарования и особое духовное служение людям.
Обычно в жизни мы видим, что старости свойственна мудрость. Причем не та «мудрость», которая дается науками и проистекает от остроты ума: напротив, поверхностные знания к старости забываются, но зато открывается жизненная глубина. Ведение старости проистекает от жизненного опыта и от перенесенных страданий; в старости человек обретает терпимость и любовь. И потому именно старости прилично учить и давать советы. Учить самому главному — смыслу жизни.
Но бывает и так, что бесконечно глубоким пониманием сути вещей, а также человеческой души, обладает человек, чей возраст далек от старости. Подобные люди встречались среди православных святых, в особенности, святых подвижников.
Благодаря духовному подвигу и Божественной помощи, человек очищал свою душу, и тогда он начинал видеть и воспринимать то, что от обычных людей скрыто.
Главное, что такой подвижник зрит, как на ладони, душу стоящего перед ним человека, понимает его тайные мысли, чувствует его характер, знает его прошлое, а иногда и будущее.
Такая способность называется прозорливостью, и она сродни пророческому дару.
Совет, который исходит от прозорливца, особенно надежен, верен и точен.
В древних монастырях люди, обретшие прозорливость или близкую к ней способность духовного рассуждения, становились руководителями других, менее опытных монахов.
И независимо от того, старыми они были или молодыми, их начинали называть «старцами».
Старчество — это великая ответственность перед Богом: старцам люди вверяют свою земную жизнь и свою душу, со старцем можно спастись, но со лжестарцем — а было немало и таких — можно нанести себе страшный вред.
На Руси традиция старчества восходит к началу христианства и монашества. Старцем был основатель русского монашества преподобный Антоний. Его учеником был другой великий подвижник Киевской Руси, преподобный Феодосий.
Великим древним старцем был богомудрый Сергий Радонежский, от которого произошла целая традиция подвижничества и святости.
Уже в XIX веке просиял своими духовными дарованиями преподобный Серафим Саровский.
После многолетних подвигов, вспомним хотя бы тысячедневное «столпничество» — моление на камне, перенесения тяжких страданий и болезней, святой вышел из своего затвора к народу.
Он начал подвиг старчества, и к нему за исповедью и советом потянулись люди со всей Руси.
И наконец — столетний период старчества в Оптиной пустыни,— с 20-х годов XIX века по 20-е — века XX.
Есть старцы и в настоящее время. Кому, действительно, нужна их благодатная помощь, их совет и вразумление, тот найдет дорогу к ним.
Одним из них стал удивительный человек, наш современник, протоиерей Николай Гурьянов, живший на острове неподалеку от Новгорода.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.