ОТЧАЯНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Забыл было вам сказать – продолжает батюшка Амвросий Оптинский – об отчаянии, которое святой Иоанн Лествичник почитает хуже всякого греха. Во всяком грехе человек может покаяться, имея твердое намерение вперед на то же не возвращаться. И таким образом получить прощение и милость от Господа.
А отчаявшийся – что может сделать, и что получить? Поистине отчаяние хуже всяких зол.
Положим, что человек иногда много и очень страдает, но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям, как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий.
Но есть для страждущих и утешительное слово апостола:
– Егоже бо любит Господь, наказует: бьет же всякого сына, его же приемлет (Евр. 12.6).
Еще вы говорите – нет для меня надежды в будущности. Не знаю, к чему вы относите слово это. Если к земной жизни, то не только для вас, но и ни для кого будущность непрочна. Слово будущность, в собственность смысле, относится к будущей жизни, вечной, нескончаемой. Кто позаботится об этой будущности, для того она будет прочная, никогда неизменяемая. Там и для вас, и для других христиан есть целый рай со всеми чистыми наслаждениями и много других блаженных обителей у Отца Небесного.
Кто хочет земную устроить будущность, тому потребна и крепость телесная, и многие другие способности, пригодные к мирским делам. Но для будущности вечной, которую уготовил и уготовляет Всеблагий Господь Своим рабам, того не требуется. Апостол говорит:
– Незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1Кор. 1.28). То есть что не годится для мира, Господь избирает для Себя.
И не требует великих способностей, а говорит Своим неспособным: только терпите свою неспособность, а не малодушествуйте, уповая на милость и благость Божию.
– В терпении вашем стяжите души ваши, – глаголет Он в Святом Евангелии (Лк. 21.19). И означил целый ряд блаженных обителей для неспособных для мира. Первая обитель – нищих духом, то есть смиряющихся перед Богом и перед людьми ради своей неспособности. Вторая блаженная обитель – плачущих о грехах своих.
Третья обитель – кротких, подавляющих в себе самолюбивые претензии и удерживающих себя от гнева на других, оставляя всякие причины и поводы. Затем следуют и прочие блаженные обители, которые и вам самим небезызвестны. Выбирайте себе любую, и к ней уготовляйте себя должным образом. На земле, в мирском состоянии, один хочет служить в армии, другой – в гвардии, третий – на гражданской службе. Сообразно сему всякий так себя и уготовляет.
Образцы земные в некоторых случаях служат образцами для Небесного. Всеблагий Господь да вразумит нас на все полезное!
Призывая на вас мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.