О ГАДАНИЯХ
Блаженный Августин строго осуждает гадания. Последствия их – говорит он – большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием.
Вообще – замечает святой Августин – на мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе надобно смотреть, как на некоторый договор и условие со злыми духами.
Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, которая, собственно, есть только наука издеваться над другими и обманывать их, за такое пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают нередко влиянию падших ангелов, которым попускается иногда иметь некоторое влияние на низшую часть мира.
От этих насмешек и обманов злых духов происходит то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается событиями.
Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за чего они все более и более запутываются и запутывают других в сети зловредного заблуждения.
Даже верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает науки предсказывать. Поэтому святотатственное искусство, при помощи которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно всякого отвращения и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю Саулу, и предрекла ему истину.
Некоторые люди гадают о повседневных делах по Библии, используют суеверные молитвы и заклинания. Слово Божие и слова из церковных молитв ставить рядом с книжками по гаданию или картами – вовсе недопустимо.
В слове Божием, в духе которого составлена большая часть церковных молитв, нет двусмысленных мест, которые бы разъясняли для человека желаемый вопрос.
Священное писание дано человеку – между прочим, и предсказаниями будущего – только для спасения души. А не для разгадки каких-либо иных вопросов.
В Номоканоне при большом Требнике сказано:
Суду подлежат иже ключи во Псалтирь влагают, оттуда ложная вещающее. Иже употребляют молитву нежита, или от лихорадки: сюда же нужно отнести заклинание или заговаривание истекающей крови. Вся сия от бесов действуются (ст. 20).
Из книги «О суевериях». Продолжение следует.