ПЕНИЕ ДУХОВНОЕ
Святитель Иоанн Златоуст в беседе на 11 псалом учит нас:
– Как туда, где грязь, бегут свиньи, а где цветы и благоухания, там пребывают пчелы, так и туда, где развратные песни, собираются бесы.
А где песни духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу. Говорю это для того, чтобы вы и детей и жен учили петь такие песни не только при занятии домашней и при других работах, но особенно за трапезой.
Так как диавол строит козни большей частью во время пиршеств, при помощи упоения, пресыщения, непристойного смеха и душевного расслабления, то особенно тогда, и пред трапезой и после трапезы, нужно защищать себя от него оградою псалмов. И, встав из-за стола, вместе с женою и детьми воспевать Богу священные песни.
Апостол Павел, имея на себе нестерпимые раны, нося на ногах колоду и находясь в темнице, в полночь, когда все покоятся особенно сладким сном, вместе с Силою воспевал славословие Богу.
И ни место, ни время, ни заботы, ни склонность ко сну, ни утомление от таких трудов и ничто другое не принудило его прекратить песнопение. Тем более мы, наслаждаясь благоденствием и дарами Божиими, должны возносить Богу благодарственные песни. Чтобы, если от упоения и пресыщения войдет в нашу душу что-нибудь нечистое, псалмопением прогнать все нечистые и порочные пожелания.
И как многие из богатых, намочив губку бальзамом, вытирают ею столы, чтобы, если останется от кушанья какое-нибудь пятно, стереть его и сделать стол чистым, так точно будем поступать и мы.
Вместо бальзама наполним уста духовной мелодией. Чтобы, если от пресыщения произойдет в душе какая-нибудь нечистота, смыть ее этой мелодией. И встав все вместе, будем восклицать:
– Ты, Господи, возвеселил меня творением Твоим, и делами рук Твоих я буду восхищаться (Пс. 91.5).
К псалмопению пусть присоединится и молитва, чтобы вместе с душой нам освятить и сам дом.
Подобно тому, как те, которые приводят на пиршества музыкантов, плясунов и непотребных женщин, призывают туда бесов и диавола и наполняют свои дома множеством бесчинств, – потому что отсюда происходят ссоры, блуд, прелюбодеяние и множество зол, – так те, которые призывают к себе Давида с Псалтирью, через него призывают к себе Христа.
А где Христос, туда ни один бес никогда не осмелится, не только войти, но и заглянуть. Напротив, мир, любовь и все блага польются туда, как из источников.
Те обращают дом свой в зрелище, а ты сделай свое жилище церковью. Подлинно, где псалом, молитва, ликование пророков и боголюбезное настроение духа поющих – там собрание безошибочно можно назвать церковью.
Даже, хотя бы ты не разумел силы слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их. И язык освящается этими словами, когда они произносятся с усердием. Если мы приобретем себе такой навык, то уже ни по воле, ни по лености никогда не оставим этого прекрасного занятия.
Потому что навык будет побуждать нас даже помимо воли каждый день совершать это прекрасное служение.
При таком песнопении, будет ли кто стар или молод, или с грубым голосом, или совершенно незнаком со стройностью пения, в том не будет никакой вины.
Здесь требуется целомудренная душа, бодрый ум, сердце сокрушенное, помысл твердый, совесть чистая.
Если с этими качествами ты вступишь в святой хор Божий, то можешь стать наряду с самим Давидом.
Здесь не нужно ни псалтири, ни инструментов, ни натянутых струн, ни смычка, ни искусства, и никаких орудий. Но, если захочешь, можешь сделать самого себя псалтирью, умертвив члены плотские и настроив свое тело согласно с душою. Когда плоть не будет желать противного духу (Гал. 5.17). Не будет повиноваться велениям плоти и приводить их в исполнение на этом прекрасном и дивном пути.
Тогда ты составишь духовную мелодию. Здесь не требуется искусство, приобретаемое долговременным упражнением. А нужна только твердая решимость, и мы в самое короткое время приобретем опытность.
Для этого не требуется ни особенное место, ни особенное время, но на всяком месте и во всякое время можно петь мысленно. Ходишь ли на работу, находишься ли в путешествии, сидишь ли в обществе друзей, отдыхаешь, везде можно возбудить душу, можно взывать и молча.
Так взывал Моисей, и Бог услышал. Работник ли ты? Сидя в мастерской и занимаясь работой, ты можешь петь. Воин ли ты, или заседаешь в суде – можешь делать то же самое.
На природе и в городе – можешь постоянно взывать к Богу.