Официальный сайт

О МОЛИТВЕ. ДУХОВНАЯ БАШНЯ

В книге Преподобного Иоанна Кассиана Римлянина «Собеседования Египетских отцов» помещен рассказ аввы Исаака Скитского о молитве. В нем он говорит, что цель всякого монаха и совершенство сердца каждого состоит в постоянстве молитвы. И, насколько возможно для бренного человека, в невозмущаемом спокойствии ума и постоянной чистоте его. Для достижения этого нужны: неослабевающий телесный труд и сокрушение духа, так чтобы между тем и другим находилась тесная, взаимная связь.

Ибо как все добродетели стремятся к совершенству молитвы, так и сами они не могут быть твердыми и постоянными, если не будут соединены и скреплены молитвой. Как без добродетелей нельзя вполне приобрести постоянного молитвенного покоя, так и без этого покоя невозможно в точности исполнить добродетелей, способствующих ему. Поэтому непристойно было бы в беседе о свойстве молитвы вдруг приступить к рассмотрению главной ее цели, состоящей в деятельном исполнении всех добродетелей, не исследовав предварительно, что необходимо оставить или сделать для достижения ее.

По учению евангельской притчи, надо вычислить сперва и тщательно приготовить все, что нужно для того, чтобы воздвигнуть высочайшую духовную башню (Лк.14. 28). Впрочем, и сами приготовленные материалы останутся бесполезными и не допустят безопасно возложить на себя высокого совершенства, если не будет откинута нечистота пороков и не будет удален склонный к разрушению щебень страстей нашего сердца – этой земли хрящеватой, а что всего более, если на евангельском камне (Лк.6. 48) не будут положены твердейшие основания простоты и смирения.

Поддерживаясь которыми, эта воздвигаемая из духовных добродетелей башня могла бы стоять неподвижно. И в своей надежной прочности возносить главу свою к высоте небесной. Когда эта башня будет утверждена на таких основаниях, то пусть прольется обильнейший дождь страданий, пусть притекут с ужасным стремлением быстрые реки гонений, пусть наляжет свирепая буря противных духов – она не только не падет, но даже не потерпит никакого повреждения от этих нападений. Что нужно, чтобы молитва была чистая, задушевная?

Чтобы молитва возносилась с надлежащей горячностью и чистотою, нужно непременно соблюдать следующее: во-первых, необходимо отложить всякое попечение о телесных вещах. И не только не заботиться, но и думать не следует о каком-либо занятии или предприятии. Надо избегать всяких развлечений, пустословия или многословия, равно как и всяких шуток. Но сперва, что важнее, исторгнуть с корнем расположение к гневу или унынию и вовсе истребить пагубное разжигание плотской похоти и любостяжание.

Отбросив эти и подобные им пороки, легко представляющиеся взорам каждого, и произведя таким образом извержение непотребных веществ, совершаемое чистотой простоты и невинности, затем следует положить незыблемое основание глубокого смирения, которое могло бы держать на себе башню, способную вознестись до неба. И потом уже на этом основании воздвигать духовное здание добродетелей, удерживая дух от всякого опасного для него развлечения и рассеяния. Чтобы он таким образом мог постепенно возвышаться к созерцанию Бога и к другим духовным видениям.

Ибо то, чем бывает занята душа наша до молитвы, обязательно приходит на память и во время ее. Поэтому до начала молитвы мы должны держать себя в таком состоянии, в каком желаем находиться в продолжение ее. Ибо ум во время молитвы получает настроение, сообразное с предыдущим состоянием. Представляющийся его очам образ прежних наших действий, слов или чувств произведет то, что мы, и приступив к молитве, по свойству предварительного расположения, или будем гневаться, или унывать, или возбуждать в себе прежние вожделения и наклонности.

Или станем с безрассудностью (что и сказать стыдно) забавляться каким-нибудь смешным изречением или происшествием, или устремимся к прежней рассеянности. Итак, поспешим еще до молитвы изгнать из внутренности сердца нашего то, чего не желали бы иметь во время ее. Дабы можно было исполнить нам апостольскую заповедь: Непрестанно молитесь (1Сол.5. 17). И еще: Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1Тим.2. 8).

Ибо нельзя исполнить этой заповеди, если ум наш не очистится от всякой скверны пороков, если не облечется в одни добродетели, как в свойственную себе красоту, и не будет питаться непрерывным созерцанием всемогущего Бога.

Продолжение следует.

 

ПРАВИЛА ВЕЛИКОГО ПОСТА

СВЯТОЙ ИЗ МАРСЕЛЯ

СВЯТЫЕ ОТЦЫ

НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ

 

 

 

 

11 марта 2020
Яндекс.Метрика
loading