ПРАВИЛА ВЕЛИКОГО ПОСТА
Приближается время Великого Поста. И здесь нам нужна рассудительность, чтобы вместо пользы не принести себе вреда. Святой Иоанн Кассиан Римлянин, записавший беседы древних египетских отцов, оставил нам и их слова о приобретении рассудительности.
– Итак, всей силою и со всей тщательностью – говорил авва Моисей – мы должны стараться смирением приобрести себе благой дар рассудительности. Она может сохранить нас невредимыми от чрезмерности с обеих сторон.
Ибо, как говорят отцы, крайности с той и с другой стороны одинаково вредны. И излишество поста, и пресыщение чрева. Чрезмерность бдения и продолжительность сна, и прочие излишества. Ибо знаем мы некоторых братий не побежденных чревоугодием, но низложенных безмерным постом и впавших в ту же страсть чревоугодия по причине слабости, происшедшей от чрезмерного поста. Помню, что и я испытал нечто подобное, постясь до того, что потерял желание есть. И пребывал два или три дня без пищи, пока другие не побудили меня к принятию ее.
Также по коварному действию дьявола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведя много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного соснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и долгого сна.
Итак, нам следует заботиться как о том, чтобы по желанию плотского удовольствия не принять пищи прежде назначенного времени или сверх меры, так и о том, чтобы употреблять ее и спать в назначенный час, даже если не хочется.
Потому что и чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим. Неумеренное воздержание вреднее пресыщения, потому что при содействии раскаяния можно от пресыщения перейти к правильному рассуждению, а от крайнего воздержания нельзя.
В чем же состоит умеренность, соблюдая которую, мы можем пройти между крайностями? На это авва Моисей отвечал так: знаем, что об этом предмете предки наши часто рассуждали по той причине, что люди довольствуются не одинаковой пищей.
Одни питаются бобами, а другие овощами или яблоками. Всему этому они предпочли хлеб, которого постановили употреблять два небольших хлебца.
Впрочем, общее правило умеренности состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом столько пищи вкушал, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание сытости. Кто не соблюдает одинаковой меры, – то чрезмерно постится, то пресыщается, – тот вредит как молитве, так и целомудрию.
Молитве – потому, что от голода не может быть бодрым в молитве, ибо от бессилия склоняется ко сну, а от объедения не может чисто и часто молиться. А целомудрию – потому, что тот огонь плотской похоти, который разжигается от чрезмерного употребления пищи, продолжается даже и во время строгого поста.
Продолжение следует.