Официальный сайт

СВЯТОЙ ИЗ МАРСЕЛЯ

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, память коего совершается 13 марта (29 февраля), жил на рубеже IV и V веков. В это время духовное просвещение было всего более распространено на Востоке. На Востоке же развилась во всей силе подвижническая жизнь. Пустыни и горы были заселены святыми иноками, которых славные имена чествовались всем христианским миром. Стремясь к духовному совершенству, Кассиан в отрочестве оставил дом своих родителей и все удовольствия мира, оставил свое отечество – Рим, и прибыл на Восток.

Он прожил некоторое время в Скитской пустыне. В Вифлееме принял иночество. Обошел все пустынные обители Фиваиды, и записал беседы святых старцев. В Константинополе слушал Иоанна Златоуста. И только уже через много лет возвратился в Рим. Это было во время гонения, воздвигнутого против Иоанна Златоуста. Кассиан был из числа тех, кто искали ему защиты.

ioann_kassian2Через некоторое время Иоанн Кассиан переселился в южную Галлию – Францию. Жил в Марселе. Основал здесь пять первых монастырей. И первым ввел в эту страну иноческую общежительную жизнь, по примеру Востока. Он написал много книг, которые познакомили западных христиан с постановлениями и правилами восточных иноческих обителей. Изложил беседы отцов пустынных о важнейших духовных предметах. И опровергал лжеучения, распространявшиеся в то время, но сохранившиеся до наших дней. Преставился Иоанн Кассиан Римлянин в 435 году.

Духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) считает его книгу «Собеседования египетских отцов» одной из самых полезных в познании истинной духовной жизни.

О мужестве совершенного мужа, который способен действовать обеими руками, как правой – ободесноручного – Иоанн Кассиан записал:

– Эти-то совершенные мужи в Священном Писании исключительно называются ободесноручными. Таким именно, по сказанию книги Судей, был Аод. Ему та и другая рука служила правой (Суд. 3.15).

prp_kassian_rimlaninВ духовном смысле это означает такую добродетель, которую и мы можем приобрести. Если и то, что почитается правым – счастьем, и то, что называется левым – несчастьем, будем уметь обращать к правой стороне. Если будем уметь хорошо и правильно пользоваться и счастьем и несчастьем. Так чтобы то и другое служило для нас оружием правды (2 Кор. 6.7).

Подлинно, мы усматриваем во внутреннем нашем человеке две стороны и, так сказать, две руки, и ни один святой не может обойтись без так называемой левой руки. Но совершенная в нем добродетель обнаруживается тем, что он ту и другую руку, посредством доброго употребления, обращает в правую.

Представим свои мысли яснее, для удобного их понимания. Святой человек имеет у себя правую сторону, т.е. духовное преуспевание. На этой стороне он находится тогда, когда, горя духом, владычествует над всеми своими вожделениями и похотями. Когда, не опасаясь никакого дьявольского нападения, без всякого труда и усилия отвергает или удаляет от себя плотские пороки. Когда, возвысившись над землей, смотрит на все настоящее и земное, как на исчезающий дым, пустую тень, и презирает, как скоро преходящее. Когда в восхищении ума не только пламенно желает будущего, но и ясно видит его. Когда охотно предается духовному созерцанию. Когда ясно видит открытые перед собою небесные таинства. Когда посылает к Богу чистые и усердные молитвы. Когда таким образом, пламенея духом, всем сердцем стремится к невидимому и вечному, так что не думает о своем пребывании в плоти.

kassianРавным образом он имеет у себя и левую сторону, на которой находится тогда, когда бывает обуреваем искушениями. Когда разжигается сильным огнем плотских вожделений. Когда объемлется жестоким пламенем неистового гнева. Когда подстрекается гордостью или тщеславием. Когда подавляется печалью, причиняющей смерть. Когда поражается оружием уныния и когда, утратив весь духовный жар, цепенеет от некоего охлаждения и безотчетной скуки, так что не только помыслы, горевшие чистым пламенем, оставляют его, но вместе с ними и псалмопение, чтение, молитва, келейное уединение становятся для него скучными. И все, что только служит руководством к добродетели, возбуждает в нем ужасное и несносное отвращение к себе.

Когда человек подвергается этому, то пусть знает, что левая сторона угнетает его. Итак, кто, обладая совершенствами, которые мы отнесли к правой стороне, нисколько не увлечется легко обольщающим тщеславием и, мужественно сражаясь против пороков, принадлежащих к стороне левой, не впадет в отчаяние, но с обеих противоположных сторон воспримет оружие терпения, для упражнения своей добродетели, у того обе руки будут служить как правые. И он, действуя победоносно той и другой, получит победный венец, как по отношению к правостороннему, так и левостороннему своему положению.

iov3Так, мы читаем о блаженном Иове, что он заслужил этот победный венец. По отношению к правой стороне, он венчался им тогда, когда, будучи богатым и зажиточным отцом семи сынов, ежедневно приносил жертвы Господу для их очищения, желая сделать их не столько угодными и близкими себе, сколько Богу. Когда дверь отворена была у него всякому приходящему. Когда он был ногою для хромых и оком для слепых. Когда шерстью овец его согревались плечи немощных. Когда он был отцом сирот и вдовиц. Когда и в сердце своем не радовался о погибели врага своего.

Тот же Иов, по отношению к левой стороне, высотою своей добродетели торжествовал над бедствиями, когда, в одно мгновение лишившись семи сынов, не предался жестокой печали, как естественно отцу, но, как прилично истинному рабу Божию, радовался исполнению над собою воли Творца своего. Когда, из богатого сделавшись бедным, из изобилующего богатствами – нищим до наготы, из сильного – немощным, из знаменитого и славного – незнатным и презренным, сохранял непреоборимое мужество в душе своей. Когда, наконец, лишившись всего своего имущества и богатства, принужден был сидеть в пепле и, как некий жестокий мучитель тела своего, должен был соскабливать черепицею текущий гной и, вложив персты в глубину ран, вынимать из всякой части телесного члена груду червей.

При всем этом, он нисколько не впал в богохульное отчаяние. Не возроптал на своего Создателя. И, не подавленный столь великой тяжестью жестоких искушений, даже последнюю одежду, которая от всего прежнего имущества оставалась еще на теле его и которая одна, служа ему единственным покровом, могла быть спасена от дьявольского расхищения, растерзал на себе и, сбросив ее, отдал тому же лютому врагу.

iov1Волосы с головы своей, которые одни оставались неприкосновенными, остриг, поверг их перед своим жестоким мучителем, произнося к нему со всею силой восторженного чувства эти небесные слова:

-Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! (Иов 2.10; 1:21).

Ободесноручным справедливо можно назвать и Иосифа Прекрасного. Который в счастье был любезен отцу, почтителен к братьям, угоден Богу. В злосчастии целомудрен, верен своему господину. В темнице кроток, не помнил обид, готов делать добро врагам. И, несмотря на всю ненависть братьев своих, не только был нежным братом, но и щедрым благотворителем их.

iosif_prekrasnyj3Таковые и подобные им мужи справедливо называются ободесноручными. Ибо они той и другой рукою действуют как десницей. И, проходя исчисляемые апостолом искушения, подобно ему говорят:

– С оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах.

О той правой и левой руке Соломон в Песни Песней говорит от лица невесты таким образом:

-Левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня (Песн. 2.6). Хотя та и другая представляются полезными, однако левую кладет невеста под голову свою. Поскольку противная сторона – несчастья – должна подчиняться главной стороне – сердцу. Несчастья служат только для того, чтобы в известное время упражнять нашу добродетель и совершенствовать в терпении. Между тем правой рукою жениха она желает быть всецело объятой и неразрывно соединиться с ним для того, чтобы быть непрестанно хранимой и утешаемой.

st_john_cassianИтак, и мы сделаемся ободесноручными, когда ни избыток, ни недостаток временных вещей не изменит нас. Когда ни довольство не понудит нас предаться пагубному наслаждению, ни недостаток не повергнет в отчаяние и не исторгнет у нас жалобы. Когда, напротив, за то и другое равно благодаря Бога, мы получим одинаковый плод от благоприятных и неблагоприятных своих обстоятельств.

Действительно, таким ободесноручным был учитель язычников апостол Павел, как сам о себе свидетельствует, говоря:

– Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке (Флп 4.11-12).

 

12 марта 2016
Яндекс.Метрика
loading