Официальный сайт

НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ

Не судите, да не судимы будете (Мф.7.1). Иоанн Златоуст в толковании на Послание апостола Павла к Евреям говорит, что не судите, да не судимы будете сказано о жизни, но не о вере. Подобным же образом, и в выражении: Всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф.23:3). Слово соблюдайте относится к делам, а не к вере. Под судом разумей здесь осуждение.

Так толкует апостол Лука, говоря: Не осуждайте, да не осуждены будете (Лк.6. 37). Но если кто-нибудь не будет осуждать согрешающего, например, начальник – подчиненного, отец – сына, то, несомненно, порок будет усиливаться и произойдет беспорядок. Но здесь говорится не о таком осуждении, которое вытекает из любви к добру и имеет целью исправление зла. Потому что дальше повелевается таким образом обличать и связывать: Иди, – говорит, – и обличи его (Мф.18. 15). И опять: Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе (Мф.18:18).

Эта речь относится не к начальникам, а к подчиненным, убеждая их не смотреть на чужие дела и не осуждать других вместо того, чтобы смотреть на свои собственные и осуждать самих себя. И апостол Павел говорит: Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы (1Кор.11. 31). Относятся эти слова и к тем, которые, погрешая в большем, осуждают погрешающих в меньшем, потому что далее говорит: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф.7. 3). Сучек – это совсем короткий кусочек дерева.

– Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7. 2). Тем же осуждением, каким будешь осуждать брата, будешь и сам осужден. Если ты будешь тщательно разузнавать и осуждать незначительные погрешности его, то и твои незначительные погрешности тщательно будут исследованы и осуждены во время Страшного Суда. И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить Какою мерою строгости ты измеряешь его поведение, т.е. что он насколько именно должен был обращать внимание (на свое поведение и жизнь), – такою же измерится и твое поведение.

Эти слова обозначают, что и с тебя Бог взыщет с такою же строгостью, с какою ты взыскиваешь с брата. Следует заметить, что подобно тому, как в том случае, когда мы отпустим своим должникам, и Бог нам отпустит, так, если мы не осудим брата, и нас не осудит Бог. Удивительная сила заповедей, легких для исполнения, но доставляющих нам великое спасение! Итак, что же? Если брат блудодействует или погрешает в чем-либо другом подобном, неужели мне не должно исправлять его, но молчать?

Исправляй подобно врачу, как сына и брата, а не осуждай враждебно, как ненавистного. Не сказал же Он: не удерживай согрешающего, но, не суди. И апостол Павел сказал: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. (Рим.14. 4,10). И действительно, осуждать неподчиненного свойственно душе фарисейской и оправдывающей самого себя.

И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф.7. 3). Сучком указал на малую погрешность, а бревном – на весьма большую. Этим желает сказать: каким образом ты усматриваешь в душе брата своего незначительный грех, а в своей и весьма тяжкого не замечаешь? Всякий лучше знает свои, чем чужие, и лучше видит большие, чем меньшие. Или как скажешь брату твоему: Дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? (Мф.7.4). Или каким образом ты примешься врачевать его, когда сам весьма нуждаешься во врачевании? Вот – бревно в глазе твоем.

Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. (Мф.7. 5). Такого назвал лицемером, потому что он присваивает себе обязанность врача, а удерживает за собой место больного. Или – потому что он старается выведать чужой грех под предлогом исправления, и делает это с целью осуждения. Если ты делаешь это, заботясь о своем брате, то позаботься прежде о самом себе, так как ты согрешил больше его. А если ты пренебрегаешь самим собою, то ясно, что ты и его не любишь, потому что всякий больше любит самого себя, чем брата.

Следовательно, не для исправления, а для осуждения ты обнаруживаешь преступления брата. Итак, видишь, что Он не запретил врачевать других, если ты желаешь этого. Но повелел прежде врачевать самого себя, потому что врач должен быть здоров. Это, и подобное этому, Он узаконил, не отклоняя, как сказано, от взаимного исправления, но сдерживая нерадение о собственных делах. Двойное осуждение ожидает того, который, сам будучи виновным в больших преступлениях, тщательно разведывает о незначительных погрешностях других.

 

НЕНАВИСТЬ ЗА ЛЮБОВЬ

ИСТИННОЕ ТЕРПЕНИЕ

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ

ДУШЕВНО СЛЕПЫЕ

СЛЕПОТА ФИЗИЧЕСКАЯ И ДУХОВНАЯ

ВСЯКАЯ ЛИ ВЕРА ИСТИННА

НОВОЕ ПАПСТВО

О СУЕВЕРИЯХ

ПАДЕНИЕ АНГЕЛОВ

НЕ БОЙТЕСЬ

ТАЙНАЯ ЦЕЛЬ ЭКУМЕНИЗМА

СВЕТ МИРА

В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ РАДОСТИ

ОПАСНАЯ ИЛЛЮЗИЯ: БЕСПЕЧНОСТЬ

ИЛЛЮЗИЯ РЕАЛЬНОСТИ

31 января 2020
Яндекс.Метрика
loading