Официальный сайт

ЗЕРКАЛА НАШЕЙ ЖИЗНИ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Вглядываясь в зеркала нашей жизни, при озарении света благодати Божией, к которой постоянно надо обращать ум и сердце свое, скоро может открыться: положено ли в нас доселе начало делу нашего спасения?

Начало духовной жизни положено, если при всех случайных уклонениях и невольных препинаниях, главной целью действий и правилом поведения, главным побуждением к трудам и началом одушевления есть мысль о Боге и вечном спасении. Положено начало, если ты, почитая себя бедным грешником, проникнут верой в Сына Божия, в Его крестную жертву за нас. И стараешься, как можно более, сообразовать себя с Его учением, освящать себя благодатью Его Пресвятого Духа.

Напротив, если началом твоих мыслей, чувств, действий служит самолюбие, если внутри тебя господствует какая-либо страсть, то, хотя бы в твоем нечистом поведении, как между тернами, и появлялись иногда цветы добродетелей мирских, ты не в числе людей обращенных, твой путь — не путь истинного христианина. Подобным образом нетрудно узнать и то, какая особенно страсть господствует в нас, и что питает ее, если мы, остаемся среди грешников необращенных. Ибо, хотя корни господствующей страсти бывают далеко сокрыты в темпераменте, в образе воспитания и во внешних отношениях наших, но ветви ее покрывают обыкновенно весь круг нашего бытия домашнего и общественного.

Запах смертоносный (2Кор. 2.16) от адских цветов ее несется далеко во все стороны. Несчастные плоды ее бывают рассеяны по всем входам и выходам нашим. В таком случае даже одно поверхностное мнение о нас других людей нередко может служить верным указанием нашего духовного недуга. Ибо люди, будучи не так способны к оценке добродетелей наших, всегда почти верно отгадывают наши господствующие недостатки. Можно узнать преобладающий в нас порок и потому, что ни с чем так не трудно расставаться, как с ним. Ни к чему прикосновение так не болезненно, как к нему: одна мысль — бросить его, стоит немалых усилий.

Что касается вопроса, надлежащим ли образом идем мы по пути благочестия, если вступили на него, то легко узнает, если обратит: убывает ли и слабеет ли зло, в нем доныне остававшееся? Реже ли подвергается он тем нападениям, от которых страдал прежде, и что приводит к ним? Легче ли для него становится совершение тех добродетелей, которые прежде казались ему так трудны? Усиливается ли в нем смирение христианское и вера в Сына Божия? Если совесть ответит, хотя на один из сих вопросов: нет, то нечего более сомневаться и думать. Надо спешить снова с всецелым покаянием. Чтобы вовсе не угас в душе огонь небесный.

И в противном случае, не вдруг должно удовлетворяться утвердительным ответом совести, а смотреть — отставая от одного недостатка, не вдаемся ли мы в другой, ему противоположный. Не впадаем ли в другую крайность, например из людей холодных к вере, не становимся ли мечтателями, или ревнителями не по разуму?

Руководствуясь такими и подобными чувствами, вы поспешите в настоящие дни Великого поста как можно вернее узнать себя и свое душевное состояние. Каждый займись собой! Ибо, если теперь не заняться этим делом, то когда же сделать это? Нет нужды, что ты учен и знаешь природу человеческую и себя самого по ученому: здесь требуется не ученое самопознание, а христианское самоиспытание.

Разве нет людей, которые составили целые ученые книги о душе, а ни разу в жизни не рассматривали своей души в отношении к своему спасению? Никто в извинение своей простоты не приводил и неумения размышлять. Как? Считать свои деньги умеешь, хотя бы их были тысячи, а пересмотреть свои обязанности, счесть свои грехи и недостатки не можешь?

Какой член заболит в теле, тотчас слышишь, а где болезнь в душе, не чувствуешь? Легко может случиться, что, обратив испытательный взор на себя самого, ты, по привычке, не можешь долго держать его на себе. В таком случае обращай его чаще — и ты привыкнешь стоять с собой лицом к лицу перед зеркалом слова Божия и совести.

Для успеха в сем деле, оставь на время все прочие дела; уединись от людей и шума житейского, особенно посвящай на это тишину ночную. Так поступал некогда и Царь Давид. В противном же случае, то есть, если не можешь заняться теперь надлежащим образом познанием самого себя, то лучше оставь говение до другой недели. Ибо слышишь, что говорит не проповедник какой-либо обыкновенный, а апостол Христов Павел в Послании Коринфянам:

— Да искушает человек себя, и так от хлеба да яст, и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойно, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня! Аминь.

Продолжение следует.

 

СТРАХ И ЛЮБОВЬ

БУДУЩАЯ ЖИЗНЬ

НЕВИДИМОЕ ВЛИЯНИЕ

НЕВИДИМОЕ ВЛИЯНИЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВСЯКОМУ ПРОСЯЩЕМУ ДАЙ.

ВСЯКОМУ ПРОСЯЩЕМУ ДАЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВСЯКОМУ ПРОСЯЩЕМУ ДАЙ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

ПРИЗЫВ КО СПАСЕНИЮ И НАШЕ РАВНОДУШИЕ

О СТРАДАНИИ И ТЕРПЕНИИ

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ МИРА

12 марта 2019
Яндекс.Метрика
loading