СВОБОДА ВОЛИ
Если по природе мы несовершенны, – говорит Преподобный Ефрем Сирин, то получается, что виновен Творец. А если свободная воля наша зла, то вся вина в нас.
Если нет у нас свободной воли, то за что же волю нашу подвергать ответственности? Если воля наша не свободна, то несправедливо судит ее Бог, а если она свободна, то по праву с нее взыскивает.
Требование отчета тесно соединено со свободой. Закон состоит в связи с тем и другим, ибо ответственности подвергается свободная воля, если она преступила пределы, указанные Судией. Творцу, Который истинен, какая польза обманывать нас? Если Он не дал нам свободы, то не дал и никакого закона. Если справедливо, что слышим о свободе, то можно и нам, и нас спросить: Точно ли Творец наш дал нам свободу или нет? Если не дал свободы, то возможно войти нам в исследование, почему же не дал ее? И если нет у пас свободной воли, то каким образом попустил Он нам говорить об этом?
Вопросы и поиски ответа рождаются от свободной воли. Вопрос и исследование – сестры и вместе дочери свободной воли.
Заранее уже можно за верное считать, что вопрос о воле ставится свободной волей. Нет даже и права спрашивать: Точно ли есть свободная воля или нет ее? Как только рождается в тебе вопрос о свободе, то спрашивается, кто предлагает в тебе этот вопрос? Твоя ли воля или другая сила? От другого ли кого исходит вопрос или возникает по твоей воле – ты должен знать это, потому что происходит это внутри тебя.
Если же не знаешь ты ни того, ни другого, то не знаешь и того, что существуешь!
Лишенный всякого знания, ты говоришь странности, будто бы входит в нас орудие кого-то другого и этот другой посредством этого орудия предлагает вопрос. Один или многие спрашивают – это все равно. Заключение, какое делаем, только одно. Заключение, произнесенное о тебе, простирается и на всех.
Если кто-то сомневается в свободе воле и спрашивает, точно ли она есть, то тем самым опровергает сам себя. Из самого вопроса видим, что, по природе своей, он сам себе господин. То и другое, о чем идет спор, заключено внутри него. Там сокрыто решение.
Если в твоей возможности – спрашивать, то значит, что спрашиваешь не по необходимости. Если бы лишен ты был способности задать вопрос, то был бы лишен и свободы. Природа, скованная необходимостью, спрашивать не может. Вопрос – дело существа свободного.
Только не связанная необходимостью природа может спрашивать, ибо ее воля свободна. То и другое в ясности покажут тебе два подобия, и путем легкого уразумеешь трудное.
Немой спрашивать не может, потому что язык его скован. Кто имеет дар слова, тот может спрашивать, потому что язык его не связан.
В немом, у которого язык скован, познай, что такое природа, связанная необходимостью. В имеющем дар слова, уста которого не связаны, познай, что такое свобода.
Так же как речь в устах ничем не связана, так не имеет на себе уз и свободная воля. Каков окованный язык немого, такова и природа, связанная необходимостью.
У немого нет речи в устах, у скованной природы нет свободной воли. Так из сказанного тебе мною познай свое достоинство, ощути свободу в существе своем. Исследуй в себе силу души своей, всмотрись, имеешь ли ее или нет. По себе и в себе можешь познать ты свободу.