ХРИСТИАНСТВО И ФИЛОСОФИЯ
Христианство вполне способно обойтись без современной философии, но не может обойтись без философии в истинном ее значении.
Об этом явственно свидетельствует история Христовой Церкви. Когда возникла потребность в церковном учении, то отцы Церкви использовали наследие античной философии. Чтобы новое – христианское содержание облечь в формы, выработанные философским разумом.
О Христе надо было возвестить и на философском языке, на котором изъяснялся тогда образованный мир. Евангельское учение – Благую Христову Весть – растолковать, привлекая общепринятые философские категории.
В первые века христианской эры в Церкви была действенной память о живом Иисусе Христе. Предание сообщало о чертах его внешнего облика. Оставались еще люди, заставшие если не самих апостолов, то их учеников. Истина Христова была тогда еще истиной факта, не допускавшей, в силу ее безусловности и однозначности, ни кривотолков, ни сомнений.
Но постепенно, как это всегда бывает с историческими событиями, память о том, как Бог ходил по земле, как Он умер на Кресте и воскрес, утратила свой непосредственный характер.
Кто такой был Иисус Христос? При ответе на этот вопрос в христианской среде возникли разногласия. Апостол Павел, как и другие апостолы, учил, что Христос Бог, явившийся во плоти.
За эту истину, не колеблясь, умирали тысячи мучеников. Но вот настал IV век, и со своей проповедью выступил в Церкви некто Арий. Он утверждал, что Христос – не Превечный Бог, но Сам был однажды сотворен.
Тогда существовало великое множество разнообразнейших философских, языческих, религиозных и оккультных учений.
В умах людей, духовно разлагающейся Римской империи, царил неимоверный хаос. Нечто подобное происходит и в нынешнем мире.
И образ Христа, присутствующий в Евангелии, каждый, в принципе, мог толковать на свой лад.
Возникла великая опасность размывания евангельской истины в хаосе мнений и ересей. Но без единомыслия Церкви быть не может!
И вот, для разработки единого христианского учения – так называемой догматической христианской системы – стали собираться Вселенские Соборы.
Первый Собор был созван в 325 году в ответ как раз на ересь Ария. Последующие происходили по мере возникновения в Церкви других ересей.
Тут то отцам Церкви и пригодились способы рассуждения и категории греческой философии! На Вселенских Соборах вырабатывался догмат о Боге как Пресвятой Троице. Учение о Триипостасном Божестве. И о Христе – как Втором Его Лице, Единосущном Отцу.
Ныне для нас это привычная богословская формула. Наш Господь – воплотившееся Второе Лицо Пресвятой Троицы – Сын, Единосущный Отцу.
Но такие категории как лицо (греч. ипостась) и сущность (греч. усия), потребовавшиеся святым отцам для указания на тайну Троицы, взяты из контекста эллинской философской мысли. Подобных понятий в Библии нет.
Отцы Церкви IV века – святой Афанасий Александрийский, знаменитые каппадокийцы – Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский – блестяще знали греческую философию. И для построения богословской догматической системы использовали категории диалогов Платона.
Заметим попутно, что схоластическое западное богословие Средних веков опиралось в основном на мысль Аристотеля.
Итак, христианское богословие заимствовало у античной философии ряд категорий и понятий, чтобы сформулировать на общепринятом языке истины христианской веры.
Но что такое, собственно, христианская философия по отношению к богословию? Об этом расскажет следующий очерк.
Из книги «Тайна Православия».