Официальный сайт

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Вчера, церковные песни прославляли Рожденного в вертепе и яслях. А ныне Виновницу радости нашей, Пресвятую Богородицу.

Праздник этот называется Собором, объясняет Святитель Иннокентий Херсонский потому, что древние христиане имели обычай в этот день собираться в святые храмы для прославления Богоматери.

В день Собора верующих для прославления Пресвятой Девы Марии укажем главнейшие добродетели и совершенства, которыми украшалась на земле Пресвятая Дева, не дерзая входить в самую глубину благодати на Ней почивавшей.

Первая добродетель, и вместе основание всех добродетелей человеческих, есть преданность в волю Божию с забвением собственной воли. Необходимая для человека добродетель постоянно преисполняла собою всю душу и всю жизнь святой Девы Марии.

— Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему! — сказала Она Архангелу, благовествовавшему Ей зачатие Сына Божия. По-видимому, не трудно было изъявить таковую преданность в то время, когда следовало решиться не на что-либо прискорбное и уничиженное, а на честь и славу — быть Матерью Сына Божия. Но на самом деле это был верх преданности и самоотвержения человеческого. Ибо, во первых, к сану и званию Матери Божией принадлежало, как мы увидим, множество скорбей и искушений, таких притом, какие не посещают самых великих подвижников благочестия. Посему сказать: Се раба Господня, значило сказать: вот, Я готова на все лишения, скорби и страдания, – готова на то, чтобы оружие прошло самую Мою душу! (Лук.2. 35). Само достоинство Матери Божией, хотя есть выше всех достоинств, но для души, истинно смиренной, какова была душа Марии, решиться на приятие его еще труднее, нежели решиться на скорби. Ибо скорби человек смиренный почитает естественной своею долей и принадлежностью за свое нравственное несовершенство.

А стать выше Херувимов и Серафимов – как подобало Матери Божией, – на это душу воистину смиренную могла преклонить одна беспредельная преданность в волю Божию. И эта преданность во всей силе выразилась в словах Приснодевы: Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему! Сказано так один раз – Архангелу. А исполняемо было всегда, не только пред Ангелами, но и перед упорными врагами истины и правды. Ничто не могло поколебать этой преданности в Марии, – ни самый крест Сына Ее, поколебавший собою всю землю.

Вторая добродетель души праведной есть чистота тела и духа: ею украшаются все рабы Божии. Но никто не украшался в такой полноте, как Пресвятая Дева. По сей-то добродетели Она, принадлежа еще к Ветхому Завету, где безбрачие было как бы даже противно закону, обещавшему в награду за исполнение его многочадие и многочисленное потомство, – избрала для Себя на всю жизнь девство, и таким образом показала в Себе пример совершенства, принадлежащаго Завету Новому. По сей-то добродетели Преблагословенная не прежде согласилась на благовестие Архангела, как узнав, что исполнением его над Нею не нарушится нисколько святой обет девства. Ибо что Она говорит ему?

— Как будет сие, если мужа не знаю? (Лук.1. 34). Дело, о котором ты поведаешь, все и во всем зависит от того, могу ли Я при нем остаться в безбрачном состоянии, Мною для Себя избранном. Если могу, то Я готова послужить тайне. Если нет, то да пройдет благовестие твое на голову иную! Вот до чего, как видите, простиралась любовь к чистоте духа и тела в Пречистой!

Третья добродетель душ святых есть мужественное перенесение скорбей и искушений. Святая Дева Мария, после Сына Своего и Бога, есть первый и высочайший пример этой добродетели. Какого искушения не перенесла Она, какой скорби не вытерпела?

— Слово плоть бысть (Ин.1. 14), то есть, зачалось от Духа во чреве Приснодевы. Для последней из матерей есть в подобном положении послабление и снисхождение. Для Матери Сына Божия – нет его! Святой обручник Иосиф, не ведая тайны, подозревает Ее в нарушении брака! Что может быть тяжелее сего искушения? Но святая Дева переносит его безмолвно. Одно слово Ее могло бы успокоить старца, а с ним и Ее самую, и рассеять подозрения. Но Она не смеет сказать сего слова, потому что это тайна промысла – страдает и безмолвствует!

Приближается потом время рождения – тут еще более нужен покой. А Матери Сына Божия надлежало в это самое время идти в Вифлеем с Иосифом, чтобы подвергнуться переписи народной. В самую минуту рождения не достает места в обители. И Мария идет для сего в вертеп, полагает рожденного в яслях! Едва радость о родившемся заставляет забыть стесненность Своего положения, как меч Ирода простирается уже над вертепом. И Матерь с Отрочатем принуждена бежать в Египет тем путем, каким и среди дня доныне с трудом проходят люди самые крепкие и вооруженные.

Подражая евангелисту, проходим в молчании годы последующие. Вот, Мария уже на Голгофе. Какое мучение для сердца Матери видеть на кресте в муках Сына, Того Сына, Который зачат от Духа Святаго. Который, по проречению Архангела, должен воцариться в доме Иаковлевом во веки! (Лук.1. 33).

Чужие не могли вынести такого зрелища. И возвращались с Голгофы, бия себя в грудь (Лук.23. 48). А Матерь Иисуса стоит у Креста в безмолвии, – погруженная мыслью в бездну путей Божиих. Что может сравниться с этим святым мужеством духа и сердца?

 

Продолжая прославление Пречистой поспешим обратиться к Ней же с молитвой. О чем? Более всего о том, чтобы Ее благодатным содействием и в нашей нечистой душе отразился хоть малый и слабый образ тех добродетелей и совершенств, которые украшали Ее на земле. Чтобы мы в действиях своих водились и управлялись не своими суетными желаниями, а пресвятою волею Божией. Чтобы сохраняли, сколько возможно, душу и тело свое от скверн мирских, и чтобы умели благодушно переносить те бедствия и печали, которые встречают нас на пути нашего земного странствия. Аминь.

 

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

ЗВЕЗДА НАД ВИФЛЕЕМОМ

ТАИНСТВО НЕОБЫЧАЙНОЕ И ЧУДНОЕ

СТАРЫЙ И НОВЫЙ ГОД

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. АНГЕЛ ПРИЛЕТЕЛ

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – ПРАЗДНИК БОЖЕСТВЕННОГО СМИРЕНИЯ

08 января 2019
Яндекс.Метрика
loading