СТАРЫЙ И НОВЫЙ ГОД
Прошел святой Рождественский пост, великий и радостный праздник Рождества Христова, а за ними и гражданский Новый Год, вслед за которым следует другой великий праздник Богоявления, или Крещения Господня.
Как особенно светло и радостно, проведя надлежащим образом весь Рождественский пост, встретить затем этот исполненный духовного ликования праздничный период, который наши благочестивые предки прозвали «святками»?
Но у наших русских людей, говорит архиепископ Аверкий (Таушев), теперь все перевернулось. Многие из них, продолжая считать себя «русскими» и «православными», ни во что вменяют Рождественский пост, а некоторые празднуют Рождество Христово, вместе с инославными, по новому стилю. Считая даже, что они должны это делать из вежливости. Какое ужасное помутнение православного сознания! И могут ли такие, с чистою совестью, положа руку на сердце, считать себя и далее православными русскими людьми?!
Но это еще не всё. Весьма многие, совершенно забывая о посте и даже о празднике Рождества Христова, все внимание свое сосредоточивают на «веселой встрече Нового Года», причем нередко не один раз, а два раза – сначала по новому стилю, а потом вторично по старому стилю. Уже задолго до Нового Года мы читаем в прессе призывы к участию в этой «встрече» от имени самых различных организаций. Эти кричащие зазывные приглашения стремятся поразить воображение представлением необыкновенного веселья и обильного угощения, ожидающего всех, кто примет в них участие.
Вяжется ли все это хоть сколько-нибудь с молитвенной христианской подготовкой в посте и воздержании к великому празднику Рождества Христова? И вправе ли те, кто предаются таким увеселениям во время Рождественского поста, продолжать считать себя православными христианами? Эти «веселые встречи Нового Года», совершенно не приличествующие истинным православным христианам, которые Новый Год должны встречать не весельем, как язычники, а молитвой. И не осквернять святыни поста веселым времяпрепровождением и объядением.
Их суть, однако, не более, как один из многочисленных симптомов той болезни, на которую так сетовал наш великий всероссийский праведник святой Иоанн Кронштадтский и которая, в конце концов, и привела Россию к гибели.
– Удивительная болезнь явилась нынче, говорил он – страсть к развлечениям. Никогда не было такой потребности к развлечениям, как нынче. Это – показатель того, что людям нечем стало жить, что они разучились жить серьезной жизнью. Трудом на пользу нуждающихся и внутренней духовной жизнью.
И начали скучать! И меняют глубину и содержание духовной жизни на развлечения. Какое безумие! Точно дети, лишенные разума! А между тем, развлечения – это уже общественный порок, общественная страсть!
Что значит искать развлечений, значит хотеть наполнить чем-нибудь внутреннюю пустоту души, созданной для деятельности и не терпящей быть праздной. Смотря на многоразличные развлечения людей, на исключительные попечения о плоти, думаешь: есть ли в людях душа?
А если есть, то почему они не заботятся, не думают о ее спасении, ибо она предана бесчисленным грехам, которые составляют смерть ее, и смерть вечную? Есть ли вечная мука и вечное блаженство? А если есть, то отчего так мало стараются, или вовсе нет старания, избежать вечного мучения и наследовать вечное блаженство? Вот что меня удивляет. И еще: отчего людей не страшит страшный час смерти? ведь не вечно же будем мы жить на земле. Когда-нибудь и до нас очередь дойдет, и нам скажут: обратитесь и вы, сыны человеческие, в персть, из которой созданы.
О, рассеянность наша, гордость наша, пристрастие, пригвождение к земле! Грешники, думаете ли вы, что Богу нечем наказать нас? О, есть чем, есть чем! Это – геенна огненная, озеро огненное, тартар страшный, которого и сам сатана трепещет, червь неумирающий и скрежет зубов. Говорят: не важное дело есть скоромное в пост, не в пище пост. Не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогую машину, собирать и копить деньги.
Но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь? Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов?
Возможно ли Богу работать и маммоне (Мф. 6.24), быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Невозможно!
С великой скорбью указывает наш великий праведник на поразительное невежество современных русских людей во всем, что касается святой Православной веры и Церкви, и предпочтение развлечений храму Божию.
– Занятые суетой и суетными удовольствиями вы не имеете ни времени, ни охоты вникнуть в дух христианской веры, христианского Богослужения. И знать уставы церковные, цель праздников Православной Церкви, постов. Христиане должны неотменно поучаться в Законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в богослужение, исполнять заповеди и уставы церковные, читать Писания святых отцов, духовные книги, чтобы проникаться духом христианским и жить по-христиански. Вот – ваши зрелища!