Официальный сайт

ОЧИЩЕНИЕ ЧУВСТВ

Очистим чувства, и мы узрим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и явственно услышим – Радуйтесь — от Него, воспевая песнь победную, — говорится в Тропаре Пасхального канона.

Поскольку человек составлен из души и тела, поясняет Никодим Святогорец, он имеет двоякого рода чувства – пять душевных и пять телесных. Чувства души: ум, рассуждение, мнение, воображение, способность к восприятию. А телесные чувства – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Итак, священный певец Иоанн Дамаскин призывает нас хранить умные чувства нашей души чистыми от дурных пожеланий и гнева. От помыслов хульных, лукавых и постыдных и, просто сказать, от всех страстей, называемых душевными. Подобным образом он призывает нас хранить чистыми и телесные наши чувства. Глаза подобает хранить чистыми от театральных и музыкальных представлений. От забав и прочих постыдных и дурных зрелищ, которые возбуждают жало плотских наслаждений.

Слух наш нужно хранить чистым, чтобы не слышать мирских песен и сквернословия. Подобным образом Иоанн Дамаскин побуждает нас хранить и другие наши чувства от вредных предметов, поскольку через чувства, как через некие окна, входит душевная смерть. По написанному: Вошла смерть сквозь окна (Иер. 9.21).

Итак, если мы будем очищены в отношении чувств душевных и телесных, а в особенности в отношении ума и зрения, то непременно будем удостоены увидеть умными очами души Владыку Христа.

Христос, восстав из гроба, блистает ярче солнца столь великим и превосходящим все прочее светом Воскресения, что к этому свету из-за его яркости невозможно приблизиться. Ибо и Господь сказал прямо: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5.8).

А слово «неприступный» певец заимствует у апостола Павла, который говорит:

— Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете (1Тим. 6, 16).

Подобным образом, если мы очистимся по внутреннему и умному слуху души и по внешнему слуху тела, то, несомненно, услышим и мы определенно и ясно, как воскресший Христос говорит и нам, как мироносицам: Радуйтесь!

Что я говорю? Если мы очистимся не только в отношении двух этих чувств – зрения и слуха, но и в отношении всех чувств вообще, будем вкушать умопостигаемую благодать Воскресшего Господа.

Умное наше обоняние, будучи очищенным, должно обонять умопостигаемое благовоние и благоухание мира, испускаемое Воскресшим Владыкой, как написано: Благовония мира твоего насыщеннее всех ароматов (Песн. 1.2).

Подобным образом умный наш вкус будет вкушать умопостигаемую благость Восставшего из мертвых, по словам Писания: Вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33.9). Также и умное наше осязание почувствует умопостигаемое объятие Воскресшего, по написанному:

— Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (Песн. 2.6).

Поэтому божественный Григорий Синаит сказал: Не видящий, не слышащий и не чувствующий духовно – мертв. Так и духоносный и имеющий возвышенный ум святой Каллист объясняет изречение, целиком сохранившееся в рукописях, в котором показывает, что Бог по человеколюбию становится доступным для всякого умного чувства.

Если человек может вкушать умопостигаемую благодать восставшего Христа всеми умными и телесными чувствами, то как же божественный Иоанн Дамаскин здесь упоминает только два – душевное зрение (то есть ум, ибо что око для тела, то ум для души, согласно божественному Дамаскину) и телесное зрение, подобно и слух душевный и телесный?

Для разрешения этого недоумения мы говорим: только два этих чувства упоминает певец, во-первых, потому, что они первые, основные и главнейшие, в отличие от прочих.

Во-вторых, потому, что при Воскресении Господа мироносицы привели в действие только два эти чувства. Ибо зрением очей они увидели Воскресшего Христа. А через слух услышали те сладчайшие слова, которые Воскресший Иисус сказал им после Воскресения. Если же Мария дерзнула привести в действие и осязание, оно, однако, осталось бездейственным. Ибо она услышала, что Господь воспретил ей это, говоря: Мария, не прикасайся ко Мне (Ин. 20.17).

Итак, если мы очистим чувства, в особенности эти два, то мы будем вкушать благодать Воскресшего. Если же останемся неочищенными в них, то не будем удостоены ни увидеть Христа, ни услышать Его голос. Поскольку, согласно Соломону: В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху (Прем. 1.4).

А Григорий Богослов сказал: Миро не вверяется испорченному сосуду. И еще: Не дозволено нечистому прикасаться к чистому. И после: Поэтому должно прежде очистить себя самого, а затем беседовать о чистом.

Что же сказать? Если будем нечисты зрением и слухом, мы не только не увидим превышесияющее и всевожделенное лицо Воскресшего Владыки и не услышим сладчайший Его глас, но и будем обличены Им. Когда Он скажет нам такие слова пророка Исаии:

— Слухом услышите и не уразумеете, и видяще узрите и не увидите (Ис. 6.9). Нечистый чувствами души и тела — нечист и сердцем. А нечистое сердце не приемлет Таинства Божии. Поэтому сказал Господь, что не те, которые имеют нечистое сердце, но только чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5.8).

 

УВИДЕТЬ ВОСКРЕСШЕГО ХРИСТА

СВЕТ ФАВОРСКИЙ. УВИДЕТЬ БОГА В ЕГО СЛАВЕ

КОРЕНЬ ВСЯКОГО ЗЛА

03 мая 2018
Яндекс.Метрика
loading