ЖЕНЩИНА ХРИСТИАНКА
Бог создал тебя, пишет священномученик Киприан Карфагенский в «Книге об одежде девственниц», благообразной для того, чтобы этим умножить для тебя подвиг скромности. Ибо не в одинаковой степени трудно сохранить целомудрие той, которая во всех возбуждает любовь к себе, и той, к которой никто не чувствует расположения. Бог создал тебя благообразною? Зачем же испещрять себя краской земной: то красной, то черной, то белой? Так поступающие подобны человеку, который золотую статую стал намазывать грязной тиной. Если же у тебя лицо некрасиво, то напрасно трудишься. Когда, скажи, искусство и изысканность превзошли природу? Неблагообразие лица не заключает в себе ничего позорного – восполни это красотой и благолепием добродетельной души.
Вот замечательные украшения души: целомудрие, скромность, благочестие, кротость. В них – красота души, а через душу и тела. Красота, которая и более пленяет, и никогда не прекращается. Телесную же красоту и время продолжительное разрушает, и болезнь истребляет, и многое другое. Кроме того, телесная красота возбуждает зависть и возжигает ревность, а эта чиста от такой болезни и свободна от всякого тщеславия.
Если природа дала вам красоту, не закрывайте ее притираниями и красками – говорит святой Григорий Богослов замужним женщинам, – но чистой храните для одних своих супругов. И не обращайте на постороннего жадных очей, потому что вслед за очами неблагочинно ходит и сердце.
А если при рождении не получили вы и дар красоты, то избегайте второго безобразия. Не заимствуйте красоту у рук – красоту, которую доставляет земля, которую распутные женщины покупают за деньги. Красоту, которая стирается и стекает на землю и разрушается от многих причин. Как же вы не думаете о последнем позоре: о том, сколько горя приносит чужая, поддельная красота?
Удивительно будет для меня, – говорит Святитель Григорий Богослов, – если и вы, жены, подкрашиваете свои лица не для похотливых очей. Если же это не так, если это только неразумное подражание и рабствование моде, если каждая из вас, замужних женщин, питает любовь только к одному своему супругу, то зачем выставляете свою красоту для многих, как сеть для стаи пернатых? Зачем стараетесь понравиться взорам других?
И еще надо знать, кто же учит сих неразумных женщин так поступать? Не иной кто, как враг Божий, диавол, – говорит Тертуллиан. Действительно, кто в состоянии научить безобразить тело, как не тот, злоба которого успела изменить и ум человека? Перестанем сомневаться: он, именно он изобретатель всех этих преступных хитростей, чтобы в нас самих вести войну против Бога. Может быть, это устрашит женщин, которые любят наряды: претворяя дело рук Божиих, они следуют внушениям врага Божия и вместе врага всех людей – диавола. Затем, у кого они еще учатся? Они учатся еще друг у друга. Вот почему святой Григорий Богослов и говорит христианкам: не ходите на общий совет с такими женщинами, которые накладывают руки с красками на лицо свое, и не дружите с ними. Ищите увеселения только в обществе целомудренных женщин и в одном своем муже.
Древние Отцы Церкви обращались со словами обличения больше к замужним женщинам. Но это касалось и девиц того времени. Касается оно и тех девиц нашего времени, которые, по выражению святого Киприана Карфагенского, стараясь одна другую превзойти щегольством наружных украшений и более свободным обращением, увлекшись обольстительным бесславием, перестают быть девами, делаются вдовами прежде замужества. На них можно видеть все, что служит признаком излишней суетности, неблагопристойности и бесстыдства – притирания лица, и подкрашивание век, бровей, ресниц и волос, и вычурную обувь, изысканную и непристойную одежду.
Много зла проистекает от увлечения роскошью, щегольством, украшениями. Роскошь и щегольство развивают в душе пустоту, кичливость, надменность, уничижение ближних, увлечение недозволенными удовольствиями. В других же, кто на это смотрит, они возбуждают или зависть, или раздражение и осуждение. Не говорим уже, сколько на это тратится времени и средств. Средства, которые могли бы с пользой употребиться на помощь нуждающимся, расходуются на суетные украшения и франтовство.
Продолжение следует.
СВЯТЫЕ ЖЕНЫ. БЛАЖЕННАЯ МАТУШКА МАТРОНА МОСКОВСКАЯ
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕКАТЕРИНА
ЖЕНЫ ДОБРЫЕ И ЗЛЫЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ
ИСЦЕЛЕНИЯ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ
ЧУДЕСА ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ. БАРНАУЛЬСКОЕ ЧУДО