ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ
Кто-то скажет, что вечной любви не бывает. Все проходит. Смерть разлучает даже тех, кто всю жизнь хранил верность супружества и непреходящую силу чувства. Но, оказывается, бывает любовь, которая побеждает саму смерть. И это не только любовь Спасителя к роду человеческому, но и сродная ей любовь членов семьи – освященная Таинством брака.
8 июля святая Церковь наша воспоминает жизнь святого князя Муромского Петра и супруги его Февронии, в иночестве – Давида и Евфросинии, отличавшихся святым и счастливым супружеством.
Жили они еще перед татарским нашествием на Русь, в конце 12 века. До супружества, с юных лет, отличались кротостью и богобоязненностью. Петр воспитывался как будущий князь, а Феврония в простой деревенской семье, как дочь бортника, занимавшегося разведением пчел в дуплах лесных деревьев.
Супружество их, хотя было как будто случайное, но строго обдуманное, на святых началах основанное. За несколько лет перед браком, юный князь заболел какой-то опасной болезнью. Тело его покрывалось язвами, которые превращались в струпья.
Никто не мог помочь ему. Только дочь пчельника излечила его какою-то своею мазью. Может быть на основе прополиса. Во время лечения князь убедился в высоких качествах души простой девушки и решился, несмотря на простоту и бедность, соединиться с нею навсегда брачным союзом.
Это было с его стороны и достойной благодарностью за излечение. И делом великодушия. И делом глубокого благоразумия.
Феврония, дочь пчельника, стала его женой. Но брак их многим не понравился. Подкапывались под их счастливое супружество и некоторые из родственников, доискивавшихся Муромского княжеского престола, который занимал Петр. Роптали на них за супружество и некоторые недальновидные бояре:
– Или оставь княжеский престол, или разведись с дочерью пчельника, говорили они иногда в глаза князю.
А тот отвечал им словами Господа:
– Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодей.
Петр решился даже оставить княжеский престол, но пребывать верным своей супруге. В это время пришлось жить супругам в бедности. Приходили иногда князю и мрачные мысли. Но умная княгиня умела успокоить его и утешить.
– Не печалься, князь, говорила она ему, милостивый Господь не оставит нас в нищете.
И действительно, слова мудрой и доброй княгини скоро сбылись. Искатели Муромского престола стали ссориться между собой. А эта ссора, конечно, тяжело отзывалась на муромцах. Вот они и принуждены были опять просить к себе на княжение Петра и Февронию, которых ум и, главное, доброта были им известны.
И муромские бояре не ошиблись. Заняв княжение в Муроме, Петр скоро показал себя самым достойным князем. Правление его было правдолюбивое, но без суровой строгости. Милостиво, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности.
Оба жили по заповедям Господа; всех любили. Не любили они ни гордости, ни неправедной корысти. Привечали странников, облегчали участь несчастных. Чтили иноческий и священнический чины. Ограждали их от нужды. Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную.
Блаженные князь и княгиня дожили в святом супружеском согласии до старости и незадолго перед своей кончиной оба приняли иноческий чин и оба мирно почили о Господе. Один вскоре после другого. Согласно их завещанию, оба они и положены были в одном гробе.
Чрез триста лет после их кончины прошла молва по всем странам, что в городе Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним, пишется в одном старинном описании их жития. И Собором в 1547 году поставлено было праздновать память святых Муромских чудотворцев Петра и Февронии.
Вот нам один из многочисленных образцов святой и счастливой супружеской жизни, которой прежде славились наши благочестивые предки.
Отчего же зависели более благочестивые и счастливые браки? От двух причин: от глубокой веры, что супружеский союз есть священный, Самим Богом установленный. И от более благочестивой жизни наших предков.
Хранили они и в браке целомудрие, о котором сказал Иоанн Лествичник:
– Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. Целомудрие есть чистота души и тела.
В этот праздничный день, после Литургии настоятель Богоявленского Собора протоиерей Александр Агейкин напомнил молящимся, что такая, освященная Таинством брака, любовь, которую явили святые Петр и Феврония сохраняется и после земной жизни. И есть залог любви будущей вечной.
Интересно, что сказание о Петре и Февронии вдохновило великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на написание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Премьера спектакля в театре Мариинском состоялась в 1907, а в Большом в 1908 году незадолго до смерти композитора. Необычно и то, что спектакль ставили и в советское время. В 1918, 1926. 1934, 1953 годах и позднее.
Здесь можно услышать фрагменты из оперы Римского-Корсакова.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.