Официальный сайт

О ТАЙНЫХ СИМВОЛАХ И РИТУАЛАХ

Многим кажется, что языческие, масонские, оккультные, магические символы и знаки, обряды и ритуалы, мистические книги и фильмы не оказывают никакого влияния на тех, кто относится к ним несерьезно, кто не собирается их использовать для заклинаний и вызывания духов. Так ли это? Чтобы понять, какое воздействие оказывают символы и ритуалы на человека, попробуем сначала разобраться в том, что кроется под этими терминами.

Заглянем в «Словарь для справок по всем отраслям знаний» в трех томах, выпущенный в 1864 году под редакцией В.Р. Зотова и Ф. Толля.

VakhТам указано: – Символ – есть представление идеи или чувства в образе. В греческих мистериях символами назывались слова и знаки, посредством которых посвященные узнавали друг друга, а также и самый обет посвящения.

Кроме того, у греков символом назывался знак, который представлял залог какого-нибудь договора или обязательства. В Христианской Церкви символами называют или обряды, или видимые выражения идеи и таинства, но в последнем случае они принимаются не просто за образы, а как действительно заключающие в себе невидимое действие благодати.

Из этих определений мы видим, что символ выражает образно идею или чувство. Что в язычестве ими пользовались посвященные. Что символ был залогом договора с кем-то. По тайным символам посвященные узнавали друг друга, оставаясь неизвестными для толпы.

demetra1В христианстве символами названы, кроме идей, еще и Таинства, и обряды, в которых символы не просто образы, но заключают в себе невидимое действие благодати.

Несомненно, что и в язычестве, и в оккультизме за символами и ритуалами стоят определенные силы, которые оказывают невидимое духовное воздействие. Конечно, не Божественное, но лукавых духов.

В известном «Энциклопедическом словаре Р.А. Брокгауза и И.А. Ефрона» 1900 года о символе читаем:

– У греков он означал всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц, для поклонников Цереры, Цибелы, Митры.

Тот или иной знак (symbolon) служил также отличием корпораций, цехов, разных партий – государственных, общественных или религиозных.

Церера, Цибела (Кибела), Митра – древние языческие боги. В XX веке явно прослеживаются попытки возрождения их культов, причем в самой неожиданной форме – сквозь проекцию на литературу, искусство, психологию.

YungИх изображения, описание ритуалов можно встретить не только в художественной, но и в научной литературе. Например, в трудах известного швейцарского психолога Карла Густава Юнга: «Aion», «Психология и алхимия», «Психоанализ и искусство».

Уже конец XIX века был отмечен всеобщим увлечением оккультизмом. Появление в искусстве такого яркого направления, как «символизм» было прямо связано с этим увлечением.

Это течение (как и оккультизм) стремилось выйти за рамки обыденного, отразить «нечто», находящееся за пределами чувственного восприятия. Желало прорваться к «скрытым реальностям», отразить «идеальные сущности». Но все это вне рамок традиционного христианства.

IvanovОдним из известных символистов России стал Вячеслав Иванов. В своей работе «Мысли о символизме» 1912 года он писал:

– Символ – одно из могущественнейших средств человеческого соединения, символ уподобляется радуге, вспыхнувшей между словом-лучом и влагой души, отразившей луч.

Следовательно, символ может подобно увеличительному стеклу собрать духовное воздействие в единый луч, который зажигает в душе человека пламя.

И для нас совсем не безразлично, чьим будет это духовное воздействие, и что оно породит в наших душах: очищающий огонь Божественной благодати или испепеляющее пламя страстей.

LosevСовременный ученый, академик Алексей Федорович Лосев – крупнейший исследователь символа, говорит:

– Символ вещи есть ее структура, но не уединенная или изолированная, а заряженная конечным или бесконечным рядом соответствующих единичных направлений этой структуры. Другими словами, та общность, которая имеется в символе, уже содержит в себе все символизируемое… Символ вещи есть тождество, взаимопроницаемость означаемой вещи и означающей ее идейной образности».

Лосев, всемирно признанный специалист по античности, средневековью и эпохе Возрождения, был человеком глубоко православным. Советская власть сначала в 1930 году осудила А.Ф. Лосева на 10 лет лагерей за его воззрения. А затем долго не позволяла печатать его труды.

Losev5aЭта власть, конечно, не разрешала ему публично высказывать свои религиозные взгляды. Но в трудах по эстетике он решительно обличал тайную борьбу язычества и оккультизма с христианством на протяжении всей мировой истории. Он ясно показывал, какую опасность несут в себе возрождение язычества и увлечение «древними идеями».

Современные оккультисты, неоязычники, масоны, члены мистических тайных и открытых обществ активно пропагандируют свои символы, рассчитывая на наше незнание. В то же время у них заметно или явное неприятие христианских символов, икон, обрядов, ритуалов, или стремление подмешать оккультизм в христианство.

18 ноября 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading