НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ. ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ
Революции 1917 года в России носили ярко выраженный антихристианский характер. Те ценности, которые в них утверждались – земное благополучие, и те методы, которыми их деятели пользовались – насилие, «классовая борьба», в корне противоречили заповедям Христовым.
Потому главной потаенной целью большевиков было уничтожение Христовой Церкви.
Хотя одним из первых декретов советской власти был декрет об отделении Церкви от государства, и хотя в советской Конституции существовала статья о свободе религиозных объединений и проповеди, вся политика государства по отношению к Церкви на протяжении более чем семидесяти лет имела целью Церковь разрушить.
Гонения начались уже в 1917 году, сразу после прихода большевиков к власти. Уже в ноябре был убит протоиерей Иоанн Кочуров, служивший в Царском Селе. В 1918 году поднялась первая волна репрессий против духовенства.
Священников распинали на крестах, отрубали им головы, топили, вешали. Многих закапывали в землю заживо, издевались, выкалывали им глаза. Монастыри подвергали грабежу и осквернению. Красноармейцы врывались в храмы в шапках, курили и сквернословили в алтарях. Монахов расстреливали, а тела их выбрасывали на улицу.
Уже в 1918 году началось уничтожение епископата. Среди других погибли митрополит Киевский Владимир и епископ Андроник Пермский, ныне причисленные к лику святых.
«Чрезвычайки» работали без передышки. Им некогда было разбираться, где, действительно, сопротивление кровавому режиму, а где – одно служение Церкви Христовой.
В 1920–30-е годы наступление на Церковь ширилось. Монастыри закрывались один за другим, церковные здания захватывались государством. Подвергались надругательству святые мощи. Иконы вытаскивали из храмов и расстреливали. С колоколен сбрасывали колокола. Взрывали соборы.
Гибло несметное количество шедевров искусств, хранившихся в монастырских ризницах.
Множество древних икон и рукописных книг шло за границу. Необратимо пострадал Кремль. Среди других памятников зодчества погибли Страстной монастырь в Москве и храм Христа Спасителя, ныне возрожденный.
Что касается духовенства, то его уничтожали не «как класс», а под корень, физически. Ради этого, к примеру, был сфабрикован ряд процессов в связи с изъятием церковных ценностей в 1922 году. В эту волну гонений погиб митрополит Петроградский Вениамин.
Особую ненависть у безбожников вызывал патриарх Тихон. На него устраивались покушения. Свыше года он провел под арестом. Его приближенные подвергались травле. И сам он умер безвременно при загадочных обстоятельствах.
Желая взорвать Церковь изнутри, власть поддерживала и так называемое обновленческое просоветское церковное движение.
Продолжение следует.
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
СУДЬБА РОССИИ В ПРОРОЧЕСТВАХ СТАРЦА СЕРАФИМА
СТАРЕЦ АНАТОЛИЙ ОПТИНСКИЙ (1855–1922)