МАСТЕРА ВЛИЯНИЯ
Всем знакомы термины: общественное мнение и массовое сознание. Ими пользуются психологи, философы, социологи, лингвисты, политтехнологи.
Мастера – это люди в совершенстве владеющие определенными навыками и знаниями. А кто такие – мастера влияния?
На этот вопрос отвечают авторы одного из самых необычных и захватывающих американских фильмов.
Картина называется «Вилять собакой». В России она шла как «Плутовство». А во Франции как «Мастера влияния». Режиссер-постановщик Барри Левинсон. В главных ролях Дастин Хофман и Роберт Де Ниро.
На рекламном постере надпись по-французски:
– Вместе они могут заставить вас поверить… неважно во что!
– Собака виляет хвостом, потому что умнее хвоста. Если бы хвост был умнее, то он сам бы вилял собакой. Эти слова вынесены в эпиграф картины.
Действие открывается приездом в Белый Дом человека, которого здесь очень ждут и ценят. Его проводят сквозь тщательную охрану в подвал, где собрались несколько сотрудников на секретное совещание. Понятно, что речь идет о делах государственной важности.
Конрад Брин – специалист, которого играет Роберт Де Ниро – узнает, что президент США, оказался за 14 дней до выборов замешан в сексуальном скандале с девушкой, посетившей его кабинет. Уже завтра об этом сообщат все средства массовой информации. И перевыборы нынешнего президента сорвутся. Ему нужно помочь выбраться из грязи.
Брин начинает тщательное переформатирование подачи информации. Прежде всего, как у опытного иллюзиониста – отвлечение внимания. Идет вброс ложных интригующих заявлений. Президент, оказывается, занят подготовкой войны. Он принял решение задействовать новейший бомбардировщик. Какой войны? Какой самолет? Это неважно.
Мастер иллюзий Конрад Брин едет в Калифорнию, чтобы привлечь к участию в массовой мистификации лучшего кинопродюсера – Стэнли Мотса.
По дороге возникает идея обозначить врагом США маленькую Албанию. Почему она станет объектом военного вмешательства? Не имеет значения.
Дастин Хофман в роли голливудского продюсера, которому поручают разработать яркое событийное действие – один из самых запоминающихся кинообразов. Его завораживает возможность создать экранное зрелище, способное заставить зрителей поверить в реальность происходящего.
Он вызывает лучших специалистов кино: сценариста, художника, композитора. Для телевидения на киностудии готовится сюжет об испуганной девушке с котенком. Она бежит от террористов в албанской деревне по горящему мосту.
Президент следит по видеосвязи за созданием образов и настаивает, чтобы мяукающий от ужаса котенок в руках девушки был белым.
Нет никакой албанской девушки, горящей деревни, котенка. Все это создается компьютерной графикой. Актриса, которую никто не знает, изображает сцену погони. В руках у нее пакет с чипсами. На экране он превращается в орущего котенка. Работают профессионалы. В тот же день сюжет идет в эфир по всем телеканалам. Повод для войны создан. Все поверили. И забыли про скандал в Овальном кабинете.
Но конкуренты не дремлют. Сенатор – кандидат в президенты – вводит в игру ЦРУ и АНБ. Они проверяют информацию по своим каналам и понимают, что нет никакой войны. Нет бомбардировщика, нет спецотряда посланного в Албанию. Все спокойно.
По дороге в Вашингтон машину с мастерами спецэффектов останавливают црушники и объясняют, что раскрыли авантюру. Но Конрад Брин не теряется. Он объясняет, что если все спокойно в мире, то руководству спецслужб напрасно платят огромные деньги. Де Ниро столь убедителен в запредельной логике, что их отпускают.
Но радоваться пока еще рано. Соперники совершают новый выпад. Они заявляют по телевидению, что война действительно была. Но закончилась блестящей победой Америки. Опять всплывает тема скандала с президентом.
Нужен очередной международный конфликт. Дастин Хофман – продюсер и его сценарист придумали новый гениальный сюжетный ход. В тылу врага у террористов остался пленный американский солдат – герой этой войны.
Композитор пишет запоминающуюся песню про героя – «Старый башмак». Звук специально старят. Записывают на винил один экземпляр и тайно отправляют в библиотеку Конгресса. Там ее «случайно» находит специалист по старым записям и выдает в эфир.
Самое удивительное, что телезрители начинают припоминать, что такая песня действительно была. Герои картины проезжают по городу ночью и забрасывают на деревья старые башмаки.
На следующий день песня становится шлягером. Забрасывание башмаков – общим увлечением. А все это выливается в патриотическую кампанию по спасению не существующего, брошенного в тылу врага, сержанта. Народ обеспокоен его судьбой. США готовы вновь начать войну.
Конкуренты требуют немедленно показать сержанта. Они подозревают очередную мистификацию. Срочно подыскивается кандидат на роль американского героя. Его привозят в наручниках. Оказывается, тот, кого выбрали изображать вызволенного из плена сержанта психопат и опасный преступник. Много лет содержался в тюрьме. По дороге в Вашингтон у него случается припадок. И его пристрелил отец девушки, за которой тот погнался.
Кажется, все пропало. Показывать некого. Но не тут то было. Кинопродюсер придумывает новый поворот.
Героя, погибшего от ран, в гробу, под национальным флагом встречает почетный караул. В его честь звучат фанфары, оружейный салют и готовы воздвигнуть памятник.
Мастера влияния и президент довольны. Рейтинг на высшем уровне.
Но тем и интересен фильм, что у него необычный финал.
Дастин Хофман – продюсер – видит на телеэкране назойливую рекламу президента с глупым слоганом.
– Коней на переправе не меняют.
Ему, как профессионалу претит такое дилетантство. Общий план, средний, крупный. Тем более он возмущен, что рекламщики присваивают себе весь успех президентской кампании. Продюсеру хочется заявить о себе. Только ему принадлежит этот мастерский киносюжет. Но мастеру кино это сделать не позволят.
Теперь становится понятным, кто такой на самом деле герой Де Ниро.
Ведь Мастерами называют и тех, кто находится на определенной ступени тайных посвящений. Тех, кто ставят президентов, снимают с постов и вытаскивают их из грязи. Провоцируют войны и шантажируют народы.
Именно они, а не кинопродюсеры подлинные мастера влияния.
Но не на массовое сознание. Потому, что народ находится в бессознательном состоянии. И не на общественное мнение. Потому, что нет самого общества, которое предполагает сознательное отношение к восприятию информации и поведению.
Это мастера влияния на массовое мнение, которое беспомощно, легко управляемо и безразлично к происходящему.
Самое удивительное, что фильм о манипуляции массовым мнением был снят до скандала президента Била Клинтона с Моникой Левински и до беспочвенной войны и бомбардировок Западным альянсом Сербии. Еще более важно откровение героя Де Ниро о том, что и война на Ближнем Востоке и в Ираке была спровоцирована и ведется с помощью тех же технологий. Теми же Мастерами массового влияния.
Владимир Кремень
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.