КАК НУЖНО ПРАЗДНОВАТЬ ПАСХУ
Если задуматься, то как далеки у нас нынешние празднования Пасхи от истинного празднования, которого требует апостол Павел! Всем известны обычаи мира в эти дни: события, их наполняющие, занятия, в которых они проходят. Мы видим и то, что происходит на Украине.
С окончанием поста словно оканчивается у многих все доброе. Христос воскресает, а они умирают духом! И для людей с чувством христианским тяжело смотреть в эти дни на явное торжество нечистых страстей. На политические игры, на безумные развлечения по телевидению, на забвение многими всякого воздержания.
Каково же должно быть при этом воскресшему Господу. Тому, Который для того и пошел на Крест, и умер за нас, чтобы сделать всех нас людьми чистыми и святыми?
Как же лучше праздновать нам Пасху?
Праздновать Пасху нужно так, чтобы этим празднованием угодить воскресшему Господу.
– Посему станем праздновать не со старою закваскою. Не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины, как учит апостол Павел (1 Кор. 5. 8).
Давая совет как праздновать христианам свою Пасху, апостол вспомнил и пасху иудейскую. Иудеям, во время празднования пасхи, Господь повелел беречься всего с закваской (Исх. 12.15). И апостол советует христианам соблюдать тот же принцип. Только иудей берегся закваски вещественной, а христиане должны беречься кваса духовного – злобы и лукавства. Иудеи вкушали в продолжение пасхи опресноки, бывшие только символом чистоты, а христиане должны иметь саму чистоту духовную.
Апостол требует, чтобы у празднующих Пасху не было злобы. И зачем ей быть тут? Не за всех ли умер Христос, и не для всех ли воскрес? Он умер и воскрес для всех, а мы не в состоянии, ради Него, перенести какой-нибудь обиды? Что же мы за последователи Его?
Если бы кто обидел нас и самой жестокой обидой, то мы должны простить ему ныне, ради Воскресшего Христа. При такой радости не время считаться с обидами.
Воскресший Христос всем нам исходатайствовал прощение. Нам ли, помилованным, продолжать злиться? Прощенным ли от Бога, считать людские долги? Приди к врагу твоему и скажи ему: Христос Воскресе! И требуй от него мира и любви: друг друга обымем, и ненавидящим нас простим вся воскресением!
Требование святого апостола Павла состоит и в том, чтобы у празднующих Пасху не было лукавства. Лукавство вовсе недопустимо христианам.
Для чего лукавить тем, которые все должны быть братьями? Все созданы во Христе для истины. Для христиан истина столь же необходима, как воздух.
Тем более в эти дни нельзя христианину иметь и малейшего лукавства. Потому, что говорим мы ныне другим – Христос Воскресе! И слышим от других, встречаясь с ними: Воистину Воскресе!
Мы все, христиане, становимся ныне свидетелями и благовестниками истины Воскресения Христова.
Особенно теперь надо возлюбить нам всякую истину, и удалить от себя всякий вид двоедушия: неискренности, хитрости и лукавства, чтобы сделаться достойными свидетелями истины Воскресения Христова.
Апостол требует для достойного празднования Пасхи – чистоты и истины.
Праздник всякий любит чистоту, для этого мы очищаем к праздникам дома наши и одежду, моемся.
Но для Воскресшего Христа нужна не эта только чистота. Он готов принять нас в лохмотьях. Готов нагих посадить за трапезу с Собой, коль скоро душа чиста и облечена в одежду невинности.
И напротив, вымытые уста для Него отвратительны, когда на них присутствует ложь и нечистота сердечная.
И богатая одежда для Него хуже вретища, когда под нею скрываются страсти, когда она куплена притеснением ближних.
Поэтому, празднуя Пасху, надо заботиться не об одной чистоте квартир и одежды, а более о чистоте души и сердца.
Без этой чистоты, с каким лицом осмелимся мы приходить в церковь для прославления воскресшего Господа?
Постараемся провести настоящий праздник так, как советует апостол, а не так, как требуют плоть и кровь. То есть, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
– Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так-как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5.7).
– Чтобы быть вам новым тестом, – тут смысл апостольского Послания переходит к общей всех чистоте. Чтобы в числе их не было ни одного грешника. И такой, чтоб ни в одной душе у них не было ни одного греха. Новое тесто – только что замешенное тесто для опресноков, где только и есть чистая вода и беспримесная мука. Таково должно быть все общество христианское и всякая христианская душа. Вновь обращенная душа и вновь образованная Церковь всегда такими и бывают.
Слова: так как вы безквасны, не нынешнюю их непорочность означают, ибо они уже очевидно заквасились, но выражают обязанность их быть безквасными, то есть чистыми от всякого греха и страсти.
Святой Златоуст говорит:
– Выражение так-как вы бесквасны означает не то, чтобы они все были чисты, но что им всем должно быть такими. В основание же, почему им, – и нам вообще, – надо быть такими, Апостол поставляет то, что – ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
Как перед лицом агнца пасхального у израильтян ни в одном доме не оставалось ничего квасного, так у нас перед лицом нашего Агнца пасхального, Христа Господа, не должно быть ничего греховного и страстного.
И это непрестанно. Так что безгрешность и бесстрастность есть нормальное наше состояние. У израильтян квасное истреблялось на семь лишь дней. У нас не так. Но как Агнец наш всегда присущ, яко закланный, то нам надлежит все время быть без закваски страстей.
Если бы у Израиля, положим, агнец всегда стоял на столе, то никто у них не осмелился бы внести что-либо квасное в дом. В Церкви, доме Божием, Агнец Божий всегда закланным предлежит – общий всей Церкви, и всякому верующему.
Да не дерзнет же никто вносить в дом души своей что-либо грешное, или, через обнаружение того в делах, в дом Церкви Божией.
Таково назначение христиан, таково обязательство их неотложное. Это и выражает святой Павел в словах: так-как вы безквасны. Безквасность означает то, что верующему надобно быть свободным от всякого порока.
Как иудей погибает, если у него найдена старая закваска, так будет и с нами, если в нас будет найден порок.
Ибо если ходящих в сени закона постигает такое наказание, то нас не может не постигать гораздо большее.
Если они так тщательно очищают свои дома от закваски, что осматривают даже мышиные норы, то тем более нам должно испытывать свою душу, чтобы извергнуть всякий нечистый помысел.
У израильтян с пасхальным агнцем соединен был семидневный праздник. У нас Агнец пасхальный всегда присущ. Следовательно, наше празднество должно быть непрерывно.
Весь праздник израильтяне не вкушали ничего квасного и проводили время светло, облекаясь в светлые праздничные одежды. Так должно нам, избегая всего греховного в словах, делах и помышлениях, и облекаясь в светлые и чистые добродетели и благодатные мысли и желания, проводить все время жизни с того момента, как стали христианами. Всегда держать себя духовно так, как держали себя израильтяне по плоти.
Ветхий квас – грешность наша: эгоизм, или самонадеянность, со страстями душевными и телесными. Это же означает и квас злобы и лукавства. Напротив, чистота и истина означают отвержение всего греховного и страстного, и преуспевание во всем, противном тому – во всякой добродетели и всяком Богоугождении.
Не нужно до тонкости определять, что такое злоба и лукавство, и что чистота и истина. Апостол хотел обозначить первыми все дурное и богопротивное, а вторыми – все святое и Богоугодное. Мысль его такая: жизнь христианина от начала до конца должна быть безгрешна, чиста и светла.
Святой Златоуст останавливается еще на одной принадлежности праздника – радости, и говорит:
– Апостол сказал: да празднуем, не потому, чтобы тогда была пасха или пятидесятница, но чтобы показать, что для христиан всякое время есть время праздника по преизбытку дарованных им благ.
Ибо, какого не достает блага? Для тебя Сын Божий соделался человеком, освободил тебя от смерти, призвал в царствие. Получив и получая такие блага, не должен ли ты праздновать во всю жизнь?
Итак, никто пусть не скорбит в бедности, в болезни и в неприятностях. Для нас всякое время есть время праздника. Поэтому апостол Павел и говорит:
– Радуйтесь всегда о Господе, и паки реку, радуйтесь (Флп. 4.4).
Во время праздников никто не одевается в нечистые одежды. Так будем поступать и мы, ибо совершается брак, духовный брак. Подобно, – говорит Господь, – царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему (Мф. 22.2).
А когда царь совершает брак, и брак сына своего, то, что может быть более такого праздника? Потому никто пусть не входит одетым в грязном; говорим не об одеждах, а о нечистых делах.
Один, оказавшийся на браке в нечистой одежде, был изгнан с бесчестием. Смотри же, какая тщательность и чистота требуется от входящих на этот брак.
На росписи Дионисия с сюжетом званных на брак, мы видим, как выбрасывают человека, не успевшего переодеться для брачного пира. Такая же роспись есть и в Богоявленском Соборе. Да не будет подобного с нами!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.