ИСКУССТВЕННАЯ ДУША
Что такое душа? Станет ли робот подобен человеку – с душей, созданной в лаборатории? Способно ли человечество существовать без человечности?
Эти вопросы возникают при просмотре фильма «Искусственный разум». Поставлены они авторами четко и ясно читаются зрителями. Наверное, не было еще столь эмоционального фильма на тему души человека. Картину вполне можно считать религиозной. Хотя в ней нет ни малейшего присутствия Бога.
Один из самых известных режиссеров – Стивен Спилберг снял фильм, воспользовавшись идеей, не менее известного и талантливого режиссера Стэнли Кубрика.
Мечта о постановке возникла у Кубрика в 1969 году. И он ее хранил в течение 30 лет. До самой смерти, которая внезапно настигла его в Англии после закрытого показа в США последней работы – «Широко закрытыми глазами». Такой яркий, откровенно-разоблачающий показ масонства, не позволялся никому. Понятна внезапная гибель режиссера. О фильме уже была статья на сайте.
Идею картины «Искусственный разум», как вспоминает в документальном фильме о съемках Спилберг, Стэнли Кубрик не раз обсуждал с ним.
Впечатление от фильма ошеломляющее. Это действительно конгломерат усилий двух мастеров. В киноленте можно даже предположить, что здесь от Кубрика, а что от Спилберга.
Начинается фильм лекцией профессора Аллена Хобби, создателя интеллектуальных машин корпорации Технотроникс. Внешне они неотличимы от людей. Чувствуют, рассуждают. Но ученому хочется добиться большего.
Вложить в роботов способность любить, мечтать, испытывать потребность в заботе, ревность, проявлять воображение и волю в достижении цели, ненависть. То, что является свойствами души.
Одна из коллег спрашивает руководителя проекта, а что может человек дать роботу взамен на его любовь? Какова наша ответственность перед ними? Профессор уходит от прямого ответа, сказав, что Бог ведь тоже создал человека, чтобы тот Его любил.
С этого момента начинается тонкая подмена понятий, манипуляция сознанием зрителя. Предпосылка содержит неполную истину, и вывод становится ложным.
Необходимо особое внимание. Бог действительно создал человека для любви. Но оставил свободу выбора. Люди могут использовать эту возможность, а могут и отказаться от нее. Душа человека, в отличие от души животных, обладает величайшим преимуществом – духом, который вложен в душу Богом.
Свойства человеческого духа, по Феофану Затворнику: знание о Боге Творце и управителе миром, совесть и стремление к Богу – источнику благ.
В конце картины некая иная сущность в форме переливающейся капли на тонких ножках говорит мальчику, что всегда завидовал тому, что люди называют духом. Почему? Разве не падшие духи всегда завидовали людям и подталкивали на разрыв с Богом? Но о Боге в фильме нет больше упоминания.
Профессор представляет Бога создателем роботов. А себя в роли творца. Понятие духа в душе игнорируется.
Бог создал человека с возможностью любить и искать Бога. Потенциально любовь заложена в человеке. В фильме нет ни истинной любви, ни человеческого духа. Есть суррогаты, подмены этих свойств.
Завязка ленты оканчивается крупным планом женщины робота, которая красит губы. Через несколько кадров, в машине женщина продолжает красить губы. Не сразу понимаешь, что это уже не робот, а человек. Она с мужем едет в исследовательский центр к своему сыну, погруженному в кому после болезни. Героиня фильма под музыку Чайковского читает мальчику сказки. Врачи не надеются спасти ее сына. Но предлагают уберечь от нервного истощения мать.
Мальчик робот, способный заменить ей ребенка уже готов. Его зовут Дэвид.
Отец привозит идеальное творение из научного центра и показывает жене. Дэвид, его играет Хэйли Джоэл Осмент, ничем не отличим от настоящего подростка. Сначала чувствуется некоторая скованность в движениях и непредсказуемость в поступках.
Постепенно, страдающая мать – Фрэнсис О’Коннор – привязывается к искусственному созданию. Она готова включить у него механическую функцию любви к себе. Зрители испытывают эмоциональный шок, увидев, как мальчик называет ее мамочкой и бросается в объятия. С этого момента у тех, кто смотрит картину полное ощущение, что Дэвид ребенок и сопереживают ему.
Недолгим было искусственное счастье семьи Дэвида. Настоящий сын Мартин вышел из комы и возвращается к родителям. Им приходится делить свою любовь между двумя детьми. Дэвид начинает ревновать к брату. И симпатии зрителей постоянно на его стороне. Однажды Мартин подшучивает над Дэвидом и убеждает срезать ночью прядь волос со спящей матери. Пробудившись внезапно, она и отец думают, что Дэвид покушался на ее жизнь. Робота нужно вернуть в фирму, где его утилизуют.
По дороге мать оставляет ребенка в лесу. Это душераздирающая сцена, когда мальчик бежит за машиной и кричит: Не оставляй меня, мамочка! – неизменно производит на зрителей потрясающее воздействие.
Ребенок остается в лесу вместе с механическим мишкой Тэдди, который тоже производит впечатление живого, называет героиню мамой и заботится о брошенном мальчике.
Множество препятствий и ужасных опасностей предстоит преодолеть двум маленьким героям. Мальчика пытаются уничтожить вместе с другими человекоподобными роботами на отвратительном шоу.
Потом они попадают в город удовольствий, где новый друг Дэвида – жиголо (актер Джуд Лоу) ведет мальчика к волшебному всезнайке – имитации бога. Задача мальчика – найти Голубую Фею, которая однажды превратила Пиннокио в человека, чтобы мама смогла полюбить Дэвида.
В финале картины Голубая фея, которой он молился 2000 лет оказывается статуей из папье-маше и рассыпается на глазах Дэвида. Этот религиозный символ, также как и доктора-всезнайки из Красного города вполне узнаваем.
Многие зрители, совершенно справедливо, увидели основную идею фильма в мысли о бесчеловечности людей и человечности роботов. Но мало кто заметил отсутствие Бога в спилберговском мире. В этом режиссер пытается убедить всех. Человечество ничтожно и не заслуживает ничего, кроме уничтожения. Пожалуй, никто до него не заявлял этого с таким цинизмом.
Интересно не только смотреть фильм, понимая, о чем он на самом деле, но и читать многочисленные отзывы на картину.
– Основную идею фильма я вижу в мысли о бесчеловечности людей и человечности роботов.
– Общество, где люди не умеют любить обречено на самоуничтожение. Потому что любовь – условие существования людей на планете.
– В душе – как после атомного взрыва. Картина опустошила, вымотала, растерзала.
Именно к этому выводу и ощущениям умело подводит зрителя Стивен Спилберг.
Дэвиду 11 лет. Он весит 60 фунтов. Его рост – 4 фута 6 дюймов. У него шатеновые волосы. Его любовь – настоящая. А сам он – нет, заявлено в слогане фильма.
Картина сделана с большим мастерством, но идеи Спилберга вводят зрителя в заблуждение.
– Человек всегда свободен. Свобода дана ему вместе с самосознанием и вместе с ним составляет существо духа и норму человечности. Погасите самосознание и свободу — вы погасите дух, и человек перестанет быть человеком, – пишет Феофан Затворник.
Владимир Кремень
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.