СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК (1815-1894)
Cвятитель Феофан — замечательный русский подвижник и духовный писатель, живший в XIX веке.
В миру он звался Георгием Говоровым. Родился он 10 января 1815 года в селе Чернявске Орловской губернии; здесь его отец, Василий Говоров, был священником.
Мать Георгия звали Татьяной Ивановной; кроме Георгия в семье были еще дети — три сына и три дочери.
Как это было принято в то время, Георгий, сын священника, с детства мечтал служить Богу.
В различных духовных школах — в Ливнах, а затем Орле — мальчик учился очень хорошо. Его любили за доброту, отзывчивость и прилежание. Орловскую семинарию он окончил с отличием и в 1837 году поступил в Киевскую Духовную Академию.
Здесь он изучал богословие и все глубже и глубже вникал в Священное Писание. Он хотел сделаться ученым богословом и, более того, посвятить Богу всю свою жизнь.
Именно для этого, когда ему исполнилось 26 лет, он принял монашество. Теперь, в монашестве, он стал носить имя Феофан.
Отец Феофан, когда закончил свое образование, занялся вначале преподаванием.
Он преподавал в Киеве, Новгороде и, наконец, стал профессором Петербургской Духовной Академии. К этому времени он уже принял священство.
Но душа его сильнее всего стремилась к уединенному молитвенному подвигу.
Обстоятельства сложились так, что ему довелось несколько лет прожить на Востоке — в Иерусалиме, Константинополе и на Афоне. Здесь он познакомился с жизнью православных монахов в древнейших обителях, где в далекие времена подвизались великие святые.
И все яснее он чувствовал, что призван к труду по очищению сердца от грехов и страстей; он осознавал, что его дело — идти по пути, которым следовали святые древних времен.
В 1859 году отца Феофана рукоположили во епископа и направили на Тамбовскую кафедру, а в 1863 году ему была дана в управление Владимирская епархия.
Много полезного за семь лет своего епископства сделал преосвященный Феофан.
Особенно важно было то, что он восстанавливал заброшенные храмы и своими проповедями направлял на спасительный путь многих людей, за что был горячо любим своей паствой.
Но желание отдаться всецело молитве и богомыслию не покидало его. В 1866 году он обратился к своему священноначалию с просьбой отпустить его жить на покое в Вышинской пустыни, которая ему особенно полюбилась уединенностью. Он объяснил, что будет продолжать трудиться на благо Церкви уже как богослов и подвижник-молитвенник. Просьбу его уважили и назначили настоятелем Вышинской пустыни.
Когда преосвященный Феофан прибыл в Вышу, он, прежде всего, сложил с себя должность настоятеля и начал вести жизнь простого инока. Так прошло шесть лет.
А затем преосвященный ушел в затвор: кроме духовника и келейника, он никого не принимал и никуда не выходил.
В своей келье он устроил малую церковь, в которой совершал Литургию.
Главным же его делом стало писание богословских сочинений и перевод трудов святых отцов. Помимо того он вел громадную переписку. У него было множество духовных детей, которые получали от него советы, как жить и спасаться.
Святитель Феофан был строгим постником. Даже в скоромные дни на обед он вкушал лишь яйцо и стакан молока.
Но своим трудам и подвигам он никакого значения не придавал и в письмах любил подшучивать над собой. Всегда он был радостен, ибо следовал заповеди смирения.
Скончался он уже в глубокой старости — в январе 1894 года. Кончина его была тихой и блаженной. Когда Святителя отпевали в Тамбовском соборе, тело его не проявило и малейших признаков тления.
В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, епископ Феофан Затворник был причислен к лику святых.
Удивительна история обретения мощей Феофана Затворника.
В Троице-Сергиевой Лавре был монах – архимандрит Георгий (Тертышников). Долгие годы этот ученый монах посвятил изучению жизни и богословских трудов Феофана Затворника. Защитил магистерскую диссертацию, составил фундаментальную книгу «Симфония по творениям Святителя Феофана».
Еще в советское время, летом 1973 года о. Георгий вместе с монахами Троице-Сергиевой Лавры – игуменом Марком (Лозинским), иеромонахом Елевферием (Диденко) – решили отслужить панихиду по владыке Феофану на месте его захоронения, в Казанском храме заброшенной Вышенской обители, где размещалась психиатрическая больница.
Сотрудники лечебницы разместили в этом храме склад. Скорбно было смотреть на такое поругание, и они задались целью вывезти честные останки Святителя Феофана из места, столь оскверненного.
Сначала очистили склеп от хлама, после чего обрели разломанный на части гроб с мощами.
Там же, в склепе, обнаружили Евангелие Святителя Феофана, кусочки облачения.
Все собрали и отправили в Троице-Сергиеву Лавру. Останки благословили поместить в нижнем храме Всех Святых, что под Успенским собором. Там они находились до 1988 года.
В год 1000-летия Крещения Руси Святитель Феофан был канонизирован: трудами архимандрита Георгия (Тертышникова) были подготовлены материалы к прославлению.
Перенесение мощей Святителя Феофана из села Эммануиловка (где они несколько лет находились после Троице-Сергиевой Лавры) в Свято-Успенский Вышенский женский монастырь состоялось 29 июня 2002 года.
Святейший Патриарх Алексий II обратился к тысячам, приехавшим со всей страны и с Афона, паломникам.
– Сегодня особый день для Свято-Успенской Вышенской обители. Сегодня, в канун воскресного дня, когда Церковь вспоминает Всех святых, совершилось возвращение святых мощей великого подвижника земли нашей – Святителя Феофана Затворника Вышенского в родную обитель… Знаменательно, что это произошло в день, когда мы вспоминаем святых, имена которых мы носим и считаем себя в этот день общими именинниками.
Эту обитель постигла судьба многих обителей земли нашей. Ее постигло разорение, опустошение. С болью взираем мы на Казанский Соборный храм, который, как и обитель, придется возрождать и восстанавливать… Молитвы Святителя да помогут и укрепят делателей по возрождению Свято-Успенской Вышенской обители!
Люди бесконечным потоком шли к святым мощам. Ощущалось, что Святитель Феофан сам незримо всех благословлял.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.