Официальный сайт

ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ

Есть понятия основополагающие для Православия. Казалось бы, в основном о них то и должна идти речь в большинстве проповедей и статей. Раньше так и было. Но в последнее время, не часто услышишь слова, а главное, подтверждение жизнью той истине, что только смирение приближает нас к Богу и исполнению заповедей Евангелия. И о том, что гордость и самонадеянность обманывают и губят человека.

gordost_i_smirenie4

Архимандрит Кирилл (Павлов) духовник Троице-Сергиевой Лавры так говорит об этом:

– Да, есть, дорогие братья и сестры, такой порок, в котором никто из нас не хочет сознаться, но который, однако же, все мы в большей или меньшей степени имеем: это гордость и тщеславие.

Но, чем менее примечаем мы его в себе, тем большая нужна с нашей стороны против него бдительность. По этой причине и побеседуем об этом пороке. Это особенно благовременно!

Предметы, которые наиболее возбуждают и поддерживают нашу гордость – это богатство, красота и крепость телесная. Слава и мудрость. И, наконец, жизнь добродетельная.

Поэтому один гордится своим богатством и положением. Другой – своей физической силой и красотой. Третий – своим умом, отличиями, заслугами или своими добродетелями, гражданскими или христианскими.

Гордый услаждается мыслью, что все это – его собственность. И тем более надмевается и превозносится, чем тверже в нем такое убеждение. Но убеждение это, без сомнения, ложное и неправильное.

gordost_i_smirenie5

Ни богатство, ни слава, ни крепость, ни красота, ни почести, если не будет в человеке истинно благочестивой настроенности, не дадут ему ничего, кроме одного суетного обольщения и надменности в душе. Ибо не приносят они душевного мира и счастья. Но, напротив, умножают душевные скорби и лишают душу будущей вечной жизни.

Все это, все скоро разрушается от обстоятельств, времени или болезней. Потому что всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал (1 Пет. 1.24).

Некоторые надмеваются своей мудростью и благоразумием. Но и эти блага и достоинства обладают величием суетным и высоту обещают ложную. Потому что не имеют сами по себе никакой цены, если нет при них страха Божия.

Величайший и невидимый мудрец мирской мудрости – диавол, будучи коварен, не имея страха Божия, сделался богоотступником и подвергся вечному осуждению, несмотря на то, что был умнее всех.

gordost_i_smirenie3

Но мало того, что гордый все достоинства и блага, которыми гордится, присваивает себе, он еще и преувеличивает их. Гордый придает этим благам большую цену, нежели та, какую имеют они по самой своей природе. Считает себя умнее, нравственнее, заслуженнее, нежели есть он в действительности. Старается возвышаться и величаться над своими ближними, унижая их перед собой. Относится к ним с холодностью, неуважением или презрением. Восхваляет себя сам и домогается такого же восхваления от других. Доходит иногда почти до обожения себя. До поклонения своим “совершенствам” и требует, чтобы другие также обожали его и преклонялись, падали в прах пред его величием и заслугами.

gordost_i_smirenie7

Но не всегда гордый имеет одни совершенства и добродетели. Бывают у него и слабости, и недостатки, и грехи с пороками. Однако он или скрывает их от других и от себя. Или преуменьшает их значение и важность. Или извиняет себя в них. Или даже вовсе не считает их чем-то плохим, а признает их в себе достоинствами и совершенствами и хвалится ими.

Смиренный человек, если и согрешит, то сердечно скорбит о своем преступлении, всегда сознавая свой грех и виновность пред Богом, и не стыдится открыть свою греховную язву духовному врачу. Человек же гордый, ослепленный своими мнимыми или действительными достоинствами, не замечающий своих недостатков, до того ценит себя, что стыдится признать себя виновным, в чем бы то ни было, а тем более исповедать свои грехи перед священником.

gordost_i_smirenie6

Гордый в счастье еще более кичится или превозносится над ближними, а иногда и вовсе забывается. В несчастии же он, напротив, или озлобляется и ропщет на судьбу, или малодушествует и предается отчаянию.

А смиренный не надмевается в счастье и не падает духом посреди самых тяжелых бедствий, но с терпением и покорностью предается воле Отца Небесного.

И вот почему Бог гордым противится, а смиренным дает Свою благодать (1Пет. 5.5). Потому, что гордый полагается только на самого себя и свои силы и не чувствует нужды в высшей помощи. И не только не просит, но и как бы отталкивает ее от себя. Смиренный же всегда проникнут сознанием своего недостоинства и немощи, а потому всегда ищет помощи свыше.

ioann_lestvichnik

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о гордости так:

– Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал. Знак бесплодия души, отгнание помощи Божией. Причина беснования, виновница падений, источник гнева. Дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания. Жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.

Начало гордости – конец тщеславия. Средина – уничижение ближнего, самохвальство в сердце, ненависть обличения. А конец – отвержение Божией помощи, упование на свое усилие, бесовский нрав.

Где совершилось грехопадение, там прежде водворялась гордость. Ибо провозвестник первого есть второе. Положим, что есть двенадцать бесчестных страстей. Если произвольно возлюбишь одну из них, то есть гордость, то она одна наполнит место прочих одиннадцати.

Высокомудрый сильно прекословит. Смиренномудрый же не только не прекословит, но и очей возвести не смеет. Не преклоняется кипарис и не стелется по земле: так и высокосердый не может иметь послушания. Высокоумный человек желает начальствовать, а иначе он и не может поступить. Бог гордым противится, кто же может помиловать их? Нечист перед Господом всякий высокосердый (Притч. 16.5). Кто же может очистить его?

gordost_i_smirenie9

Наказание гордому – его падение. Досадитель – бес. А признак оставления его от Бога есть умоисступление. Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает обличение, тот разрешился от уз ее.

Стыдно тщеславиться чужими украшениями, и крайнее безумие – гордиться Божьими дарованиями.

Превозносись только теми добродетелями, которые ты совершил прежде рождения твоего. А те, которые ты исполнил после рождения, даровал тебе Бог, как и самое рождение.

Какие ты исправил добродетели без помощи ума, те только и твои, потому что Бог даровал тебе и самый ум. Какие подвиги показал ты без тела, те только и относи к своему старанию, ибо и тело не твое, а творение Божие.

От гордости происходит забвение согрешений, а память о них есть ходатай смиренномудрия. Гордость есть крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата, и, находясь во тьме, думает, что она во свете. Эта скверная страсть не только не дает нам преуспевать, но и с высоты низвергает.

Гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотой. Гордый человек не имеет нужды в бесе, он сам сделался для себя бесом и супостатом.

В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных – небесные видения. Вор не любит солнца; гордый же уничижает кротких.

Если от одной этой страсти  – гордости – некто ниспал с Неба, то должно задуматься, не возможно ли смирением, и без других добродетелей, взойти на Небо?

Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога. Ибо невозможно для него спасение человеческое. Таким весьма полезно повиновение, жестокое и презренное жительство и чтение о сверхъестественных подвигах Святых Отцов. Может быть, хотя бы через это, так недугующие получат малую надежду ко спасению.

gordost_i_smirenie11

Подумаем, дорогие братья и сестры, куда по окончании настоящей жизни может привести нас смирение и куда – гордость.

Гордость неизбежно должна привести туда, куда привела она падшего денницу – к вечной погибели, удалению от Бога. Смирение же естественно приведет туда, куда привело оно всех угодников Божиих и нашего ходатая и молитвенника – Преподобного Сергия Радонежского – к вечному блаженству. К вечному соединению с Богом. Потому что не напрасно сказал Спаситель: – Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царство Небесное (Мф. 5.3)

Аминь.

04 мая 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading