Официальный сайт

ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. ВВЕДЕНИЕ В ПАСХАЛИЮ

Человеку естественно познавать мир как единое целое, центр которого – планета Земля. Геоцентризм этот – не физический, а духовный, мысль о том, что мир существует ради человека. В жизни народов древности появились календари, в ритмах которых внешний космос мироздания объединяется с внутренним космосом человека. Вопрос о церковном календаре – это вопрос веры, причем вопрос немаловажный. Одна из центральных календарных проблем касается времени празднования Пасхи. Как она решается Православием?

vethozavetnaya_pasha1

Ветхозаветная Пасха – праздник, установленный древними евреями в память избавления их от египетского рабства. Евреи стали праздновать Пасху за 1609 лет до Рождества Христова. Пасха празднуется евреями в период от 14 до 21 числа Нисана, месяца Авива: это месяц колосьев, когда созревает ячмень в Палестине – самый ранний хлеб. Время это, с одной стороны, символизирует начало времени при творении мира. С другой, Пасха ветхая символизирует Пасху новую – Пасху Воскресения и жизни вечной.

raspyatie_hrista_hans_memling

Господь страдал на Голгофе в пятницу, когда иудеи праздновали свою Пасху. Эту крестную Пасху, заклание Агнца-Христа, до середины III в. христиане малоазиатских Церквей праздновали 14 Нисана вместе с иудеями. Ветхозаветная Пасха объединялась с новозаветной. Иудеи праздновали заклание агнца, христиане – заклание Христа.

Но с ходом времени смысл христианской Пасхи стал меняться: на новый план, взамен момента Креста, стал выступать момент Христова Воскресения. Без Воскресения наша вера тщетна.

voskresenie3

Если отмечать крестные страдания Христа как Человека, игнорируя Его трехдневное Воскресение, то тем самым Христос признается лишь Человеком, а не Богом. Уже во II веке Римский Собор запретил праздновать Пасху по иудейски и вместе с иудеями.

Пасха иудейская приурочена к полнолунию; христиане стали учитывать для определения дня новозаветной Пасхи момент Воскресения. В Православии соблюдаются следующие требования к пасхальному дню:

1) чтобы Пасха была после весеннего равноденствия;

2) чтобы ей быть и после полнолуния, следующего за равноденствием;

3) Пасха отмечается в первый за полнолунием воскресный день;

4) нужно, чтобы Пасха христианская была после еврейской Пасхи и не совпала с ней.

blagodatnyj_ogon

Если предание о Пасхе соблюдается, то Господь на протяжении веков дарует явление благодатного огня у Гроба Господня в Иерусалимском храме Воскресения Христова. Известно, что огонь сходит на Гроб в день именно православной Пасхи.

Святой Иоанн Златоуст высказывал о глубокой символике сроков дня Пасхи следующие идеи:

– Равноденствие символизирует начало времени при творении мира: тогда день и ночь были равны. Время творения соответствует времени обновления творения через крестные страдания Спасителя:

– Седмица страданий точно совпала с первой седмицей творения. Пасха же символизирует восьмой – незаходимый день, жизнь будущего века, приоткрывшуюся в Воскресении Христовом.

Пасха – праздник весны, и она как напоминает нам седмицу творения, так и предвозвещает восьмой творческий день, когда откроется во всей своей силе Царство Божие и Бог будет во всем.

grigorij_13

– Пасха иудейская сохраняет лишь полнолуния, а христиане еще и Воскресение, – говорил папа Виктор. Но папа Григорий XIII ввел в 1582 году новый календарь. Это было влиянием эпохи Возрождения, времени упадка духовной жизни католической Церкви. Коперник был против реформы, а собор 1583 года отверг новый календарь, расценив его как орудие завоевательной политики папства.

kalendar

Григорианский календарь является исторически вредным, оказывается астрономически ненужным. С 1900 по 2100 год разность между календарями григорианским и юлианским составляет 13 дней. По григорианскому календарю трудно восстанавливать исторические факты и астрономические события, сложно чередовать лунные и солнечные уравнения. Григорианский календарь к тому же нарушает правило о праздновании Пасхи.

katoliki

Игнорируя правила Соборов, католики стали иногда праздновать Пасху прежде иудеев, как это было в 1864, 1872, 1883, в 1891 и 1894 годах – на целый месяц. В течение же столетия 1850-1950 таких случаев было 15.

В 1805, 1825, 1903, 1927, 1981 годах они праздновали Пасху вместе с иудеями. Пасха и у них совершается после равноденствия в воскресный день, но они в своих новых пасхальных расчетах допустили ошибки. По таблицам католиков полнолуния иногда совпадают с субботой, а по вычислениям иудеев, у которых счет вернее, полнолуние совпадает с воскресеньем. Тогда христиане Запада и иудеи празднуют пасху в один и тот же день.

pasha2

Но у православных такие случаи невозможны. Поэтому Православная Церковь не может принять григорианского календаря. Церковь вообще совершает Пасху не по указаниям григорианского или юлианского календарей, а по лунному библейскому календарю.

 

19 апреля 2015

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика
loading