Официальный сайт

ЖИТЬ ПРАВЕДНО – ЖИТЬ С БОГОМ

Толкование на литургическое чтение в Неделю о Страшном суде

«Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою», – наставляет апостол Павел, говоря о Христе Спасителе. Праведный Иоанн Кронштадский толкует это место так: «Богатство, проистекающее для нас от нищеты Иисуса Христа, состоит в том, что мы имеем все Божественные силы, к жизни и благочестию, так что можем быть причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью».

В евангельском отрывке, читаемом в храмах в Неделю о Страшном Суде, Христос говорит о Своем Втором Пришествии, которое будет в конце времен. Господь придет на эту землю еще раз, но уже со множеством ангелов и в Божественной славе. И будет воздаяние каждому по делам его. Время Его прихода сокрыто от нас. Спаситель сравнивает Суд Божий с отделением пастухом овец от козлов. Овцы – кроткие, послушные праведники, а бодливые козлы – упрямые грешники, живущие только «для себя».

Последний Суд назван святыми отцами Страшным по неотвратимости и неизменяемости наступившего момента. Дальше уже ничего не изменить. Конечно, страшен он для грешников, понявших, что же они потеряли. Для святых смерть и встреча с Создателем были самыми радостными и ожидаемыми. Они уже здесь полюбили хранить заповеди Божьи.

Поставление овец справа, а козлищ слева от Пастыря тоже не случайно. Справа, по-славянски «одесную», от царя всегда находилось доверенное лицо, приближенное к нему. Святые особо дороги Господу. Им, проявившим в жизни высшую меру любви, Царь Небесный и отдает Свое Царство, тоже являющееся Царством любви, чистоты и святости. Святые не гордятся делами праведности. Поэтому понятно и удивление их при ответном благодарении Богом. Когда мы сделали то-то и то-то Тебе? Мерой нашей любви к Богу служит ничто иное как любовь к ближнему. Господь принимает все это, как сделанное Ему.

«И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» – заключает Христос. Эти слова не отменяют Божьей любви к падшему творению, но являются констатацией свершившегося свободного выбора. Праведники тоже падали и ошибались, но вставали и вновь устремлялись к Богу и продолжали бороться с грехом. Грешники же не торопились изменяться, осознанно «застревали», медлили в грехе. В итоге, каждый из нас получает то, что заслужил своей жизнью. Уже здесь грех опаляет души наши огнем и терзает мучением, а добродетель – умиротворяет и освящает. Будем дорожить каждым мгновением, чтобы употребить их на добрые и богоугодные дела! Жить правильно – значит жить праведно, жить по правде Божией, по заповедям.

 

Миссионерский центр Богоявленского кафедрального собора

19 февраля 2023
Яндекс.Метрика
loading