ВЫСОКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Пришла же ученикам Христа мысль: кто бы из них был больше? Иисус, видя помышления сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает. А кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня. Ибо, кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк. 9).
Апостолов постигла страсть к пустой славе – говорит блаженный Феофилакт. Но Господь, зная сердце каждого, предваряет и, прежде чем страсть сия возросла, старается пресечь ее в самом корне.
Ибо страсти в начале удобно преодолеть, а когда они возрастут, тогда уже очень трудно бывает исторгнуть их.
Он раскрывает их совесть и отвечает на их чувства. Он обличает их примером, поставив пред ними дитя. Убеждает их быть столь же смиренными и простосердечными, как и младенец, который не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства, но обладает высокой добродетелью простоты, беззлобия и смирения.
Но Христос и этим не ограничил Своего наставления, а простер его еще далее:
– Кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает.
Не только, говорит Он, если вы сами такими будете, получите великую награду, но даже если ради Меня будете почитать таковых, то в награду за почтение к ним назначаю вам Царство.
Так объясняет эти слова Господа святой Иоанн Златоуст.
Если в учениках Христовых действовало, по словам Златоуста, нечто человеческое то, что сказать о нас!
Почти каждый из нас много и высоко думает о себе.
– Хуже ли я других? – говорят обыкновенно.
Чтобы превознести себя, иной рассказывает о таких делах, которых никогда не совершал.
Возвышая себя и презирая других, станем ли мы со смирением служить другим? А без смирения, говорит Святитель Тихон Задонский, не полезной даже молитва бывает. Без смирения истинное покаяние быть не может.
Не спасет нас ни подвижничество, ни близкие, ни другой какой труд, если не будет при этом истинного смирения, – говорит Преподобная мать Феодора.
Кто высоко думает о себе, тот мал и низок в глазах людей. Напротив, кто имеет смирение и смиренно служит другим, тот будет возвышен Богом и благословен людьми.
– Блажен – говорит святой Исаак Сирин, – блажен, кто смиряет себя во всем. Посему умаляй себя во всем пред всеми людьми, предваряй всякого своим приветствием и поклоном, и будешь почтен.
Всю жизнь свою признавай себя грешником. Будь невеждою в мудрости своей, а не кажись мудрым, будучи невеждою.