Официальный сайт

В ОЖИДАНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ

В Великую Пятницу во всех православных храмах совершается чин погребения Святой Плащаницы. В Богоявленском кафедральном Соборе в нынешнем году службу возглавил Митрополит Арсений Истринский, первый викарий Святейшего Патриарха.

В пастырском слове к собравшейся пастве он напомнил о тех сомнениях, которые обуревали учеников Христа при Его казни и погребении. Современные христиане находятся в более выигрышном положении. Мы уверены, что Господь Иисус Христос воскреснет. И с нетерпением ожидаем этого момента.

Будучи уверены в Воскресении Христа, мы помним и надеемся и на будущее всеобщее воскресение. При всей уверенности в грядущие событие, мы не оставляем недоумения в том, как оно произойдет. В воскресении мертвых остается много загадочного.

Voskresenie2Современный греческий богослов профессор Салоникского университета им. Аристотеля, известный исследователь трудов Святителя Григория Паламы –  Георгий Мандзаридис делает попытку объяснить нам будущее воскресение.

– Обожение человека – говорит он – начинается в этой жизни и станет совершенным и необратимым в веке будущем.

Полное явление и окончательное выражение истинного общения людей с Богом, начавшись здесь и сейчас, завершится их воскресением в славе и вознесением на небеса.

Воскресение верующих, связанное с Воскресением Христа, приводит их к полному богоусыновлению и обожению. Подобно Христу, восставшему из мертвых и вошедшему в славу Отца, верующие восстанут в славе и удостоятся видения Его лицом к лицу.

Воскресение Христа – не просто факт Его личной земной жизни, но важнейшее событие для всего человечества. В истории ветхозаветного Израиля и Церкви были и другие воскресения и вознесения, но лишь Христово Воскресение имеет непосредственное отношение к жизни всего человечества.

Voskresenie3Подобно тому, как целью воплощения Христа было спасение человека, так и Его Воскресение и Вознесение объясняются только в свете промысла Божия о человеке:

– Тем, чем стал, Господь стал ради нас. Будучи нерожденным и несотворенным по Своему божеству. И ради нас Он воскрес и вознесся, уготовляя нам воскресение и вознесение в бесконечные веки.

Говоря о воскресении мертвых верующим, Отцы Церкви связывают его с Воскресением Христа, а проповедуя воскресение неверующим, они объясняют его всемогуществом Бога, приведшего все из небытия в бытие и возрождающего Своей силой всю природу. В первом случае воскресение человека – это дар Христа. А во втором – действие всемогущей божественной творческой энергии.

Воскресение верующих – естественное следствие их причастия нетварной обоживающей энергии Христа.

Григорий Палама говорит, что после смерти Христа Его душа отделилась от тела. Но Его божество осталось неразлучным с человеческой природой. Поэтому и Его тело воскресло и вознеслось во славе.

Так верующие после смерти разлучаются с телом, но не разлучаются с Богом. И при воскресении они восприимут от Бога свои тела и вместе с ними войдут в радость неизреченную Царства Небесного, куда предтечею за нас вошел Христос.

Voskresenie1Таким образом, будучи причастниками Христовой благодати и жизни, верующие будут причастниками и Его воскресения и возрождения.

С другой стороны, воскресение и вечная жизнь людей отвергнувших Христа не обусловлены передачей им божественной нетварной благодати, ибо это означало бы восприятие ими божественной жизни, но являются следствием Его творческой энергии.

Верующие будут воскрешены, чтобы стать причастниками обоживающей благодати и жизни. Неверующие восстанут лишь как творения Всемогущего Создателя.

Если мы считаем, что те, которые далеки от Христа, будут причастниками Его воскресения, тогда, с одной стороны, мы механически распространяем на всех людей следствия совершенного Им дела спасения. А с другой стороны, мы превращаем обоживающую благодать в тварный дар Бога людям, которые не имеют с Ним личной связи и общения.

Voskresenie4По мнению Григория Паламы, человеческая душа по природе бессмертна. Ибо она была сотворена такой изначально Богом, творческая сила Которого воскресит даже тела мертвых в последний день. Это телесное воскресение связано для верующих с их воскресением во Христе и обожением. А для грешников оно означает лишение дара телесной смерти, который был дан им Богом.

Блаженство верующих состоит не в обретении нетления, а в совершенной радости богообщения. Божественная слава, которую верующие получают в этой жизни, прославит и их тела в день воскресения. Тогда тела праведников станут духовными силой обоживающей энергии Святого Духа.

В настоящем состоянии человека разумная душа его сокрыта в грубой плоти, а в Царстве Божием тела святых утончатся, одухотворятся и станут почти невещественными. Тогда весь человек приобщится славе Царства Божия и таким образом станет богом по благодати:

– Ибо стать богом и обрести Царство Божие – одно и то же.

Voskresenie5В Царстве Небесном, которое в полноте унаследуют верующие в будущем веке, праведники удостоятся причастия божественных благ, даруемых благодатью.

Как Христос на Фаворе просиял нетварной славой Своего божества, так и причастники нетварной благодати будут сиять в Царстве Божием подобно преобразившемуся Христу. Слава и царство будут общими для Христа и верующих, но Христос, как Бог, будет их естественным источником, а святые, как тварные существа, станут их причастниками.

 

Книга Георгия Мандрзаридиса «Обожение человека: по учению Григория Паламы» была издана Троице-Сергиевой Лаврой в 2006 году.

 

 

30 апреля 2016
Яндекс.Метрика
loading