ТРОИЦА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Андрей Рублев в иконе Троицы воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально твердое и непоколебимо верное видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, говорит священник Павел Флоренский, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику пред собой Небесный Первообраз. А вокруг себя – земное отображение, – быть в среде духовной, в среде умиренной.
Андрей Рублев питался, как художник, тем, что дано ему было. И потому, не Преподобный Андрей Рублев, духовный внук Преподобного Сергия, а сам родоначальник земли Русской – Сергий Радонежский должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти.
В иконе Троицы Андрей Рублев был не просто самостоятельным творцом, а гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием.
Это – символ русского духа. Под знаком его развертывается дальнейшая русская история. И достойно внимания, хотя иного и ждать было нельзя, что величайший литургический сдвиг, в котором, своим чередом, выразились русская идея и своеобразные черты русского духа, опять-таки связывается с именем Преподобного Сергия.
Имеется в виду Троичный день, как литургическое творчество именно русской культуры и даже определеннее, – творчество Преподобного Сергия.
Напомним, что Византия не знала этого праздника, как не знала она, в сущности, ни Троичных храмов, ни Троичных икон.
Праздник Пятидесятницы, бывший на месте нынешнего Троичного дня, был праздником исторического, а не открыто онтологического значения.
С XIV века на Руси он выявляет свою онтологическую суть, делаясь праздником Пресвятой Троицы. Причем третья молитва на вечерне, обращенная ко Христу, соединяется теперь с новой молитвой к Духу Святому.
Почитание же Духа Утешителя переносится на последующий за Троицею день – День Духа Святого.
В этот праздник, по проникновенной догадке нашего народа – Земля – именинница. Земля празднует своего Ангела, свою духовную Сущность.
Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появляется в качестве местного храмового праздника Троицкого Собора – как чествование Троицы Андрея Рублева.
Местное празднование единственной иконы единственного храма, будучи духовною сущностью всего русского народа, бесчисленными отражениями воспроизводится в бесчисленных Троицких храмах, с бесчисленными иконами Троицы.
Предмет, отраженный тысячью зеркал, среди тысячи своих отражений, все же остается основою реальности всех их и реальным их центром.
Так первое воплощение духовного первообраза, определившего суть России, – первообраз Пресвятой Троицы, как культурной идеи, несмотря на дальнейшее размножение свое, все же остается историческим, художественным и метафизическим уником, несравнимым ни с какими своими копиями и перекопиями.
Прекраснейшее из зданий русской архитектуры, собор Троицкий, из которого не хочется уходить, – по признанию Павла Алеппского.
И прекраснейшее из изображений русской иконописи – Троица святого Андрея Рублева.
Как и прекраснейшее из музыкальных воплощений, несущее великие возможности музыки будущего, служба вообще и Троицына дня в частности. Они значительны вовсе не только как красивое творчество, но своей глубочайшей художественной правдивостью. То есть полным тождеством, покрывающих друг друга, первообраза русского духа и творческого его воплощения.