ПОУЧЕНИЯ ПАСТЫРЯМ, ПАСТВЕ И ВЕЛЬМОЖАМ
Святитель Алексий Московский (1304–1378), мощи которого покоятся в Богоявленском кафедральном Соборе, говорил вдохновенные речи.
– Господь в Своем Евангелии предлагает притчу. Был некоторый хозяин дома. Он насадил виноградник, обнес его оградой. Построил башню, выкопал в нем точило, и поручил его виноградарям, чтобы они отдали плоды в свое время.
Человек есть Христос Бог наш. Он с людьми жил ради нашего спасения. И по всему был подобен нам, кроме греха, как пишет знаменитый наш учитель апостол Павел (Евр. 4.15).
Если кто не признает Иисуса Христа Сыном Божиим, – во плоти пришедшего Бога и человека, тот не от Бога, а от антихриста (1Ин. 2.22).
А «виноград насадил» – это человечество. И «оплотом оградил» – божественным законом.
«Создал столп» – Божественную Церковь. И «ископал точило» , т. е. пролил честную Свою кровь, ради нашего спасения, верующим для спасения и для получения Царствия Небесного.
«И поручил его виноградарям », т. е. святым апостолам и святым отцам, патриархам, и митрополитам, и епископам, и всему священническому чину. Чтобы они, руководя надлежащим образом, и, научив людей закону Божию, могли сказать во время Второго пришествия Христа Бога нашего:
– Господи! Вот – мы и дети, которых Ты дал нам (Ис. 8:18).
Поэтому и я грешный, сподобленный святительского сана, который я принял не по своему достоинству, но по Божиим щедротам и по великой Его милости, излитой на нас обильно, – удостоился быть, вам, детям моим, руководителем и учителем. Чтобы руководить и учить порученное мне стадо словесных овец.
Поэтому напоминаю вам, дети, слово Спасителя, которое Он сказал Своим ученикам и апостолам:
– Се заповедаю вам, да любите друг друга. И о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, и аще пребудете в любви (Ин. 13.34-35).
И вы, дети, также имейте мир и любовь между собою. Об этом же пишет и апостол Павел. Он говорит:
– Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (Гал. 5.14).
Также и вы, дети, имейте страх Божий в сердцах своих, так как человек через него может приобрести всякую добродетель.
– Начало же премудрости, говорит премудрый, страх Господень (Притч. 1.7). То же пишет и Григорий Богослов: где боязнь Господня, там очищение плоти и исполнение заповедей Божиих. Где же исполнение заповедей, там возвышение души в горний Иерусалим.
Заповеди же Божии исполняются такими делами: чистосердечным покаянием о своих ежедневных грехах, милостыней и удалением от дурных дел. Тех, которые запрещает закон Божий.
От следующих грехов: блуда, пьянства, грабежа, насилия и чародейства, волшебства и всяких волхований.
И от страсти к богатству, и от всякаго несправедливого приобретения, служащего вредом для души.
А имейте в уме своем смерть, и воскресение, и суд, и воздаяние каждому по заслугам, как сказал Спаситель:
– И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5.29).
А вы, князья, бояре и вельможи, производите суд справедливо:
– Ибо суд без милости не оказавшему милости. Милость превозносится над судом (Иак. 2.13).
Мзды на неповинных не принимайте и не на лица судите. Суд бо Божий есть (Втор. 1.17).
Справедливо людей судите. И вдов, и сирот, и пришельцев не обижайте, да не возопиют на вас к Богу.