Официальный сайт

ПО ВЕРЕ ВАШЕЙ ДА БУДЕТ ВАМ

Толкование на Литургическое чтение в неделю 7-ю по Пятидесятнице

Господь наш Иисус Христос, живя на земле в теле, которое Он ради нас воспринял, исцелил многих слепых, а если попробовать перечислить всех, прозревших духовно, то есть из неверия пришедших к вере и познанию Бога, то, как говорит святитель Григорий Палама, «и невозможно числом выразить количество слепцов, прозревших благодаря Воплощению Господню».

Если мы вспомним все исцеления болезней глаз, которые описаны в Евангелии, то найдём, что в одном случае многие были исцелены одним словом Христа, другие – Его прикосновением, третьи – приближением к Нему; другие – через помазание Господом плюновением или брением. Выбирая каждый раз ту или иную внешнюю форму исцеления, Спаситель таким образом хочет что-то показать, в чём-то наставить и больного, и людей вокруг него, и нас с вами, слушающих сегодня Евангельское повествование.

Христос возвращается из дома Иаира, начальника иудейской синагоги, дочь которого Он только что воскресил, за Ним следует множество народа, и двое слепых, услышав, что рядом проходит Господь, идут за Ним и кричат: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф. 9:27) Но Спаситель как будто не слышит их и даже не останавливается на Своём пути. «Для чего же Христос заставляет слепых идти за Собой? – спрашивает святитель Иоанн Златоуст и тут же отвечает, – Для того, чтобы … научить нас убегать людской славы. Он ведёт их в дом с намерением исцелить наедине. Это видно из того, что Он запретил им об этом рассказывать». Так и мы, совершая добрые дела, должны творить их скромно, не напоказ, прославляя ими не себя перед другими людьми, а нашего Господа.

Назидательна для нас и вера двух этих слепцов, их неотступная просьба ко Господу об исцелении и помиловании. Они, не переставая, взывают к Нему, и даже в то время, когда Господь уже заходит в дом, всё равно не отходят от Него в надежде во что бы то ни стало получить просимое. Тогда Господь, видя их веру и желая показать эту веру народу, спрашивает: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9:28) И, получив ответ, полный веры и надежды на Него, исцеляет их со словами: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29). Так и мы, надеясь что-то получить от Господа, должны не только быть уверенными в том, что Он поможет нам и исполнит любое наше доброе намерение, но и непрестанно, как эти слепые, просить у Него милости, поддержки, духовного исцеления, подкрепляя просьбы добрыми делами и жизнью по Его заповедям.

Удивительно, но за исцелением двух слепых и немого бесноватого, о котором мы также слышали сегодня в Евангелии, последовала совершенно разная реакция окружающих. Простой народ смотрел на исцелённых как на чудо Божие. А фарисеи, иудейские учителя Закона Господня, наоборот, клеветали на Него и говорили: «Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф. 9:34). Фарисеи не могут опровергнуть явных чудес Господа, но из зависти к Нему пытаются убедить людей в том, что источник Его силы – не Бог, а дьявол, и что чудеса Его – это колдовство. Но ведь и в современной жизни происходит так же. Верующий и любящий Господа, живущий по Его заповедям и обращающийся к Нему в молитве – во всём, даже в повседневных мелочах, видит Его благой промысел и благодарит Его и за солнечный день, и за простую пищу, и за улыбку близкого. А человек с нечувствительным сердцем, закрытым для Христа, даже в чудесном исцелении от неизлечимой болезни увидит только случайность и удачное стечение обстоятельств.

Слушая Евангелие, мы вспомнили сегодня о том, как важно твёрдо верить, надеяться на Господа, быть скромными при совершении добрых дел и не забывать благодарить Его. Святой апостол Павел в послании к Римлянам сегодня просит нас ещё об одном: «каждый из нас должен угождать ближнему» (Рим. 15:2). «Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим. 15:3), – говорит апостол, а Богу. Ведь Он жил не для Себя, а исцелял, воскрешал, неустанно трудился и в конце концов умер на Кресте ради спасения людей. Так и мы во всём должны подражать Господу, ради Него быть снисходительными и добрыми к нашим братьям и сёстрам и вместе с ними «единодушно, едиными устами славить Бога» (Рим. 15:6), обращаясь к Нему в молитве на совместном богослужении в храме. И тогда Господь не только даст нам всё необходимое для земной жизни, но и примет нас в Свою славу и разделит с нами Своё вечное блаженство в Небесном Иерусалиме.

 

Миссионерский центр Богоявленского собора

10 августа 2021
Яндекс.Метрика
loading