ОБ АМУЛЕТАХ И ТАЛИСМАНАХ
Резкие обличения против амулетов и суеверных действий для предохранения от болезней и несчастий мы встречаем в беседах святого Иоанна Златоуста на Первое послание к Коринфянам:
– После брака, говорит он, если родится дитя, мы видим множество символических действий, достойных смеха: говорить ли о перевязках, о погремушках, о красной пряже и многом другом, доказывающем великое безумие. Тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста.
Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении. А ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца. Не стыдно ли вам?
Скажите мне: поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые меры? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но геенне подвергающее обольщаемых!
Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно, а когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, — это достойно многих слез.
Что сказать, говорит в другом месте святой Златоуст, о тех, которые привязывают к ногам и голове медные монеты Александра Македонского? Скажи мне: это ли наши надежды?
Как после креста и смерти Господней ты возлагаешь надежду спасения на изображения языческого царя?
После обличений суеверий, которые находим в писаниях древних святых отцов и учителей Церкви, напомним, что в книге «Православное исповедание веры» в ответе на вопрос: Кто грешит против первой заповеди, и каким образом? – читаем следующее:
– Против сей заповеди грешат волшебники и подражающие их делам. Например, те, которые носят привески и значки для предохранения себя от вреда. Те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят.
Равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся. Наконец, те, которые из всякого случая выводят предзнаменования.
У православного христианина есть крепкие защитники от напастей. Это нагрудный крест его и вместе с тем частое ограждение себя крестным знамением. Это святые иконы, это Ангел-хранитель.
Носить же или хранить такие вымышленные вещи, как, например, «сон Пресвятой Богородицы» или «письмо, найденное в Иерусалиме», полные всяких нелепостей и жалкого суеверия; а также надевать на детей «ладонки», для предохранения от болезней и «лихого глаза» бумажки с какими-либо текстами, или амулеты (например, цепочки, шнурки и клыки или шерсть с медведя) – все это значит не что иное, как (говоря текстом соборных правил) надевать на себя «узы душ».
За этот грех даже полагается извергать из Церкви (Лаодикийский Собор, 36).
Из книги «О суевериях». Продолжение следует.