НАШЕ ВРЕМЯ
Наше время, говорит архимандрит Лазарь (Абашидзе), отличается небывалой человеческой гордыней.
Гордятся и превозносятся друг пред другом и стар и мал, и красивый и урод, и ученый и неуч. Гордятся всем, чем можно и чем нельзя.
Гордятся и добродетелями, и грехами. Но больше всего стала развита гордость ума: умствование, претензия на редкие философские дарования, на способности религиозные.
Претензия на тонкое понимание психологии и тому подобная самонадеянность гордого рассудка – всем этим особенно страдает молодежь.
Дерзкие изыскания лжемудрствующего разума, психологические и лжерелигиозные, лжемистические опыты, сочетанные с наркоманией и развратом, на фоне изощренной рок-музыки, пришедшей к нам из кромешных глубин ада, – все это составляет мощную, въедливую, навязчивую современную культуру молодежи, школу умственно-чувственного сладострастия.
Почти каждый молодой человек из городской интеллигентской среды – а в основном такие люди приходят сегодня в монастыри – на протяжении многих лет основательно выстраивал в своем больном сознании иллюзорный мир. Состоящий из всевозможных замысловатых, витиеватых высокоумствований.
Создавал переплетения тонких сладострастных, чувственных ощущений, украшенный и овеянный гордостным самоупоением, самовозношением.
Такие люди, приходя в христианство, уже имеют особенную претензию на глубокую религиозную одаренность.
Они считают религию единственно достойным для себя занятием. Все земные дела и заботы презирают, устройство домашнего очага считают делом низким для себя.
Приходя же в монастырь, они сразу начинают думать, что глубже всех других могут воспринять тонкости монашеской жизни.
Они пытаются освоить его в духе тех же сладострастных наркотических опытов, которыми занимались в миру. Рвутся сразу в «духовное», в «надмирное», в “блаженное”.
Они очень удивляются, когда монастырь начинает настойчиво их приземлять и отнимать эту их «возвышенность».
Книга архимандрита Лазаря (Абашидзе) «О монашестве» вышла в 1995 году в издательстве Московского подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и заставила многих юных людей по-новому, более трезво взглянуть на духовную и на монашескую жизнь.